Россия увеличила экспорт масложировой продукции на 25%. Минсельхоз продолжает обсуждать вопрос об увеличении экспортной пошлины на подсолнечник

По итогам прошлого года рост российского производства растительных масел (включая…

Источник фото: Фото: pixabay.com

По итогам прошлого года рост российского производства растительных масел (включая кукурузное) и их нерафинированных фракций составил 12,6%. Экспорт масложировой продукции за данный период увеличился более чем на 25%, превысив $4 млрд, было отмечено в ходе рабочего совещания, посвященного текущей ситуации на рынке масложировой продукции, планам по экспорту на 2020 год и мерам поддержки отрасли, которое состоялось в Минсельхозе.

 По словам заместителя министра сельского хозяйства Оксаны Лут, одной из ключевых задач отрасли остается выход на достаточный уровень самообеспеченности семенами масличных культур, и ее решение возможно только при создании и широком применении новых конкурентоспособных сортов семян. Для снижения уровня импортозависимости отраслевого рынка Минсельхоз России разрабатывает подпрограмму «Развитие селекции и семеноводства масличных культур в Российской Федерации».

Участники совещания обсудили также вопросы, связанные с обеспечением перерабатывающих предприятий необходимыми объемами сырья. В частности, эффективной регуляторной мерой на рынке масличных может стать временное увеличение экспортной пошлины на подсолнечник с целью ограничить его поставки на внешние рынки, считает ведомство. В 2019 году вывоз данной агрокультуры за рубеж увеличился более чем в пять раз. Минсельхоз вынес вопрос о повышении пошлины на рассмотрение подкомиссии по таможенно-тарифному и нетарифному регулированию.

Увеличить пошлину на экспорт подсолнечника предлагается с текущих 6,5% до 20%. Это поможет сдержать отток сырья за рубеж, но может повлечь за собой и ряд других последствий.

  • Введение данной меры приведет к снижению цены на подсолнечник, что выгодно переработчикам, но не аграриям.
  • При ограничении рынков сбыта сельхозпроизводители могут начать сокращать посевные площади агрокультуры.
  • Сдерживание экспорта подсолнечника станет одним из препятствий для реализации планов по наращиванию отгрузок масложировой продукции. К 2024 году объем вывоза товаров сектора, по прогнозу Минсельхоза, должен увеличиться более чем в два раза — до $8,6 млрд.
  • Пострадать от введения экспортной пошлины в конце концов могут и сами переработчики масличных: если аграрии сократят посевы, производство масла и как следствие его экспорт снизятся.

Важными рынками для экспорта масличной продукции России в 2019 году стали Китай, Иран и Индия. В частности, КНР наращивает закупки льна, является одним из крупнейших покупателей российской сои и рапса, а также увеличивает объемы импорта из России всех видов растительных масел. Иран является крупнейшим покупателем российского подсолнечного масла. Также страна нарастила закупки в России соевого масла. Стремительно наращивает импорт российского подсолнечного масла и Индия.

По прогнозу Института конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР), по итогам сезоне-2019/20 экспорт подсолнечного масла из России может увеличиться до 3,2 млн т против 2,6 млн т годом ранее.