Экспортеры мяса пересматривают планы поставок в Китай. Из-за распространения коронавируса оказались нарушены логистические цепочки, что грозит убытками

Из-за распространения коронавируса в Китае российские производители мяса птицы могут…

Из-за распространения коронавируса в Китае российские производители мяса птицы могут пересмотреть свои экспортные планы, а некоторые уже ограничили поставки, чтобы избежать убытков. Китайские импортеры со своей стороны также приостанавливают закупку новых партий продукции, об этом пишет «Агроинвестор» со ссылкой на отраслевых аналитиков. Вспышка заболевания совпала с празднованием китайского Нового года. Правительство КНР продлило каникулы до 10 февраля, однако до сих пор не все в Китае вернулись к работе. В результате как внешние, так и внутренние логистические цепочки оказались нарушены.

Что случилось с логистикой

  • Ситуация с распространением коронавируса осложнила работу товаропроводящей сети в Китае, отмечены случаи серьезных перебоев в работе крупнейших портов, что стало причиной значительных задержек отгрузок.
  • Из-за того, что порты фактически закрыты, возник дефицит рефрижераторных контейнеров, что спровоцировало рост тарифных ставок на перевозку в направлении Китая.
  • Мест в портах для новых партий продукции нет, поэтому контейнеры отправляют в соседние Сингапур, Вьетнам и Гонконг.
  • Из-за простоя контейнеров перевозчики и отправители несут убытки, которые оцениваются в несколько тысяч долларов в день.
  • Поскольку долго не работал банковский сектор, покупатели российской продукции не могли оплатить поставленный товар.
  • В карантинных зонах ограничено перемещение людей по улице, в том числе в магазины, не работают заведения общепита. Стоимость мяса у служб доставки увеличилась, и не все потребители могут его себе позволить.

История вопроса

Китайский рынок был закрыт для российской продукции птицеводства в 2005 году после вспышек гриппа птиц. В ноябре 2018-го Россельхознадзор и Главное таможенное управление Китая подписали протоколы о взаимных поставках замороженного мяса птицы. Первые поставки начались в марте 2019-го. По итогам года экспорт составил почти 62 тыс. т более чем на $143 млн, оценивал Минсельхоз.

Поскольку в основном Россия поставляет в Китай куриные лапки и крылья в HoReCa, а работа этого сегмента в ближайшее время вряд ли восстановится в полной мере, аналитики прогнозируют значительное падение спроса, по крайней мере, в перспективе ближайших нескольких месяцев. Однако в целом в стране сохраняется высокий спрос на мясо птицы, учитывая дефицит животного белка: в прошлом году КНР потеряла как минимум 40% поголовья свиней из-за распространения африканской чумы свиней. Кроме того, недавно в Китае были зафиксированы вспышки гриппа птиц.

Хотя по итогам прошлого года импорт мяса птицы в КНР составил около 700 тыс. т при объеме производства на уровне 20 млн т, вероятно, в ближайшее время потребность в поставках из других стран увеличится из-за ожидаемого сокращения производства. На прошлой неделе официальный представитель агроведомства Китая Ян Чжэньхай сообщил, что поставки китайской птицы и яиц на внутренний рынок уменьшатся во втором и третьем кварталах.

Что происходит на внутреннем рынке

  • Из-за эпидемии коронавируса власти Китая ввели ограничения на перемещения внутри страны, поэтому поставка суточных цыплят на выращивание, забой птицы, содержание родительского стада, поставки кормов были остановлены.
  • Нарушена поставка не только самого корма, но и его компонентов — зерна и сои.
  • Инкубированное яйцо выбрасывают, так как птицеводы не могут обеспечить цыплят кормом, и птичники остаются пустыми.
  • С продажей мяса птицы также есть проблемы: оптовые и открытые рынки, на которые приходится до 70% всего объема реализации в стране, закрыты, мини-маркеты в городах — тоже.

Выводы для бизнеса

  • Сложная ситуация в птицеводческой отрасли Китая может продлиться в течение года и дольше, поскольку понадобится время для восстановления родительских стад птицы. Это может способствовать повышению спроса на импортную продукцию, и российские компании могут воспользоваться ситуацией, когда восстановятся товаропроводящие цепочки.
  • КНР может сделать ставку на восстановление свиноводства, а не птицеводства, поскольку в структуре потребления мяса в стране преобладает свинина. В этом случае потребность в импортном мясе птицы может оказаться еще более значительной.
  • Китай открыл свой рынок для поставок мяса птицы из США, обнулив антидемпинговую пошлину в 30%. Цена американской продукции  стала сопоставимой по стоимости с бразильской и конкурентной по сравнению с другими поставщиками. Это значит, что увеличивать долю поставок на китайский рынок российским предприятиям будет непросто.
  • Вынужденное снижение потребления мяса должно смениться восстановлением спроса, что может позволить России увеличить поставки. Однако важно не допустить заноса гриппа птиц на свою территорию, чтобы чисто теоретически иметь возможность расширения экспорта.
  • В условиях насыщения внутреннего рынка вынужденное ограничение и так не очень большого экспорта может спровоцировать дальнейшее падение цен на мясо птицы в России.