Минпромторг решил продлить эксперимент по маркировке молочной продукции. Предполагается, что участники рынка сразу должны перейти с этапа эксперимента к обязательной маркировке

Минпромторг предложил продлить эксперимент по маркировке молочной продукции на три…

Минпромторг предложил продлить эксперимент по маркировке молочной продукции на три месяца — до 31 мая 2020 года, говорится в проекте постановления ведомства, опубликованном на федеральном портале проектов нормативных правовых актов. Это позволит обеспечить неразрывный переход участников эксперимента к этапу обязательной маркировки, считает ведомство. 

«Все ранее запущенные в обязательном режиме товарные группы, в которых маркировка уже внедрена, проходила именно в таком режиме, — сказал ТАСС заместитель гендиректора Центра развития перспективных технологий (ЦРПТ), выступающего оператором маркировки, Реваз Юсупов. — Отсутствие перерыва во внедрении делает процесс более понятным для участников отрасли и более комфортной их подготовку».

По состоянию на 24 января, по данным ЦРПТ, в эксперименте участвует 325 компаний, однако, по информации Национального союза производителей молока («Союзмолоко»), в эксперименте не участвуют крупнейшие российские предприятия, а список участников держится в строжайшем секрете от общественности.

История вопроса

В середине ноября правительство утвердило дату старта обязательной маркировки молочной продукции с 1 июня 2020 года​. Тогда «Союзмолоко» называло недопустимым введение обязательной маркировки молочных продуктов без оценки целесообразности ее применения. Изначально предполагалось, что вопрос будет решен после эксперимента, который начался в июле 2019-го и должен был закончиться 29 феврале 2020 года, однако методические рекомендации для его проведения утвердили лишь в ноябре, причем все предложения бизнес-сообщества были исключены из итоговой версии, обращал внимание союз. 

Изначально ведущие компании — переработчики молока были готовы участвовать в эксперименте и выступали за маркировку, но при условии, что молочная продукция не будет включена в систему «Меркурий». Однако работа в последней стала обязательной для всей отрасли с 1 ноября. В результате лидеры рынка отказались от эксперимента с маркировкой, посчитав, что внедрение двух параллельных систем прослеживаемости повышает нагрузку на бизнес и не имеет смысла. 

В декабре 2019 года президент Владимир Путин в ходе встречи с представителями общественности в Адыгее сказал, что введение обязательной маркировки молочной продукции не должно нанести ущерба отрасли, поэтому шаги в этом направлении должны быть «спокойными, мягкими, без суеты». Система «Меркурий» внедрена и работает, однако в отличие от маркировки она не отвечает на все вопросы и не позволяет прослеживать всю цепочку движения продукции до покупателя, отмечал глава государства. При этом он подчеркнул, что «любое внедрение чего бы то ни было должно быть крайне аккуратным», а также сказал, что окончательное решение будет приниматься по итогам эксперимента.

«Союзмолоко» оценивает внедрение дополнительной системы прослеживаемости в отрасли в 20 млрд руб. в год (стоимость кодов маркировки для всей молочной продукции). Еще 25 млрд руб. потребуется на оборудование для нанесения маркировки.

Выводы для бизнеса

Вероятнее всего, тотальная маркировка и прослеживаемость продовольствия — лишь вопрос времени. Не зря на вопросах качества продукции делаются акценты в новой Доктрине продовольственной безопасности, разрабатываются поправки в закон «О зерне», предполагающие создание и внедрение государственной информационной системы прослеживаемости зерна и продуктов его переработки на всех этапах производства, хранения и реализации. Как объясняет Минсельхоз, это нужно для гарантии качества продукции, поставляемой на экспорт, и контроля балансов зерна.