Елена Полякова, Corteva Agriscience: «Три четверти женщин гордятся работой в АПК»

73% российских женщин гордятся работой в АПК, но хотят возможностей для обучения, таковы данные исследования, проведенного международной научно-исследовательской компанией Corteva Agriscience. Елена Полякова, директор по GR Corteva Agriscience в России и Восточной Европе, рассказывает о том, что вдохновляет женщин в этой отрасли, что тормозит развитие их карьеры, а также, в каких современных агропрофессиях может сегодня реализовывать себя молодежь

– На конференции Сorteva Agriscience и Agrotrend.ru «Женщины в сельском хозяйстве», проходившей 15 октября – в Международный день сельских женщин – Вы рассказали об исследовании, которое ваша компания недавно провела в России. Можете в двух словах пояснить, о чем оно, и к каким основным выводам пришли его авторы?

– В июне этого года Corteva Agriscience объявила стратегию устойчивого развития 2030 и наши 14 целей в этом направлении. Одной из них является расширение прав и возможностей женщин и молодежи. Для достижения этой цели наша компания внедряет немало инициатив, и в России мы приняли решение организовать конференцию «Женщины в сельском хозяйстве», во время которой озвучили результаты нового исследования. В 2017 году мы проводили первое глобальное исследование, которое было посвящено положению женщин в сельском хозяйстве. А поскольку Россия – огромная страна, где развиваются самые разные направления агроиндустрии, то как компания, для которой РФ – один из приоритетов, не могли не уделить ей особого внимания. И в 2020 году сделали исследование, посвященное положению женщин именно в российском АПК.

Вот что мы выяснили. В АПК работает 10% российских женщин, причем молодых больше всего – это каждая третья респондентка в возрасте 30-40 лет. А 50-60-летних мы насчитали всего 17%. На вопрос: «Что больше всего вас беспокоит как работниц сельского хозяйства?» 82% ответили: «Семья». Чуть больше половины (63%) указали на финансовую стабильность и 56% выбрали вариант ответа: «Будущее детей». Женщины настолько с самоотдачей трудятся в АПК, что, кажется, даже не стремятся иметь баланс между работой и личной жизнью: так, всего 9% предпочитают четко разделять работу и отдых. Так же мало (8%) женщин озадачены вопросами профессиональной реализации. Довольны работой половина (51%) и еще столько же (50%) отмечают, что приобрели в этой отрасли уникальные навыки. Почти каждая пятая респондентка (18%) гордится возможностью создавать продукты питания для населения страны.

– Все приглашенные на конференцию женщины – очень разные. Начнем с того, что одни работают в госорганизациях, региональных органах власти, а другие – в частных сельхозкомпаниях, агрохолдингах. Их истории подтверждают выводы, к которым пришла Corteva Agriscience в своем исследовании?

– Многое из того, о чем рассказывали участницы, действительно совпало с результатами исследования. Но отдельные кейсы эти результаты опровергали. Например, 31% респонденток отметили, что в сельском хозяйстве тяжело зарабатывать. Некоторые женщины, выступившие на конференции, начинали строить карьеру в АПК в 1990-е годы. Тогда им действительно приходилось нелегко. Время было непростое: приходилось самим вести хозяйство, на всем экономить, зарплаты были низкими и т.д. Но более молодые участницы говорят, что в последующие годы довольно быстро профессионально росли, и это напрямую сказывалось на их финансовом благополучии.

– Как Вы считаете, есть ли гендерная дискриминация в России, и в сельском хозяйстве  в частности? Из исследования, которое недавно провела Corteva (в нем приняли участие 3032 женщины в возрасте от 18 до 60 лет – Agrotrend.ru), следует, что среди женщин, занятых  сельском хозяйстве (таковых оказалось лишь 10% от всего числа порошенных), 64% никакой дискриминации не видят.

– Женщины-респонденты в возрасте от 50 до 60 лет однозначно отвечали, что дискриминации по гендерному признаку не ощущают. А вот молодые респондентки – 18-30-летние, признавались, что в той или иной степени дискриминация в их компаниях присутствует. 33% отпрошенных отметили, что у мужчин в сельском хозяйстве выше оплата труда и больше возможностей для карьерного роста. И все же те, кто почувствовал дискриминацию, убеждены: с каждым годом ситуация сглаживается, неравенство нивелируется. По моему мнению, дело даже не в дискриминации, а в том, что женщины, более скромные по природе, не всегда открыто заявляют о своих амбициях. Может, они и были бы чуть увереннее в себе, если бы имели возможность постоянно учиться и повышать квалификацию. Многие так и ответили, что хотели бы получить более глубокое образование в агросфере.

– Женщины в агросфере в целом ориентированы на карьеру? Мне кажется, им более важен стабильный доход, разве нет?

– Это не совсем так. Если бы не возникало желания профессионально развиваться, женщины были бы счастливы только от того, что они отработали свои 9 часов и все – вернулись домой к семье, их никто в нерабочее время не беспокоит. Но ведь почему-то многие говорят об образовании. А если женщины хотят учиться и развиваться, значит, нацелены прилагать полученные знания в новой для себя плоскости.

– В исследовании говорится, что 45% женщин, занятых в сельском хозяйстве, отметили проблемы со здоровьем. Это при том, что возраст 24% этих респонденток – от 18 до 30 лет, то есть достаточно молодой контингент. С чем такая ситуация может быть связана?

– Ни для кого не секрет, что сельское хозяйство – тяжелый физический труд. Даже если женщина работает в сфере, не связанной с аграрным производством, но имеет при этом собственное подсобное хозяйство, она очень сильно устает. Как распорядок дня у таких женщин? Ранний подъем, иногда – в пять утра, потом работа, потом – дети, и снова хозяйство. К слову сказать, 56 % опрошенных отметили, что проблема женщин в сельском хозяйстве по сравнению с мужчинами заключается в гораздо меньшем количестве свободного времени. И вот что при этом интересно. Когда мы общались с респондентками, задавая вопросы о ценностях, здоровье они ставили на последнее после детей и финансовой стабильности место. Отчасти это можно объяснить тем, что во многих сельских местностях превалирует консервативная, даже в чем-то отсталая социальная среда. Ситуация такова, что в большинстве своем женщины не могут заработать достаточно денег, чтобы не вести личное хозяйство и нанять детям няню. Каждая третья респондентка (33%) отметила, что имеет уровень дохода ниже среднего.

– 73% опрошенных ответили, что гордятся свой работой. То есть это лояльные работницы, или все-таки женщины в большинстве своем давали социально одобряемые ответы? Не сложилось такого впечатления?

– Вполне возможно. Допускаю, что некоторые побаивались говорить открыто, так как до конца не понимали, с какой целью проводился опрос. И потом – если похвалиться можно немногим, то и большой уверенности в том, дозволено ли критиковать, тоже никто не испытывал. Кроме того, многие женщины, проживающие в глубинке, не привыкли рассказывать о своих проблемах, так как постоянно думают: «А что люди скажут?», «А не осудят ли?». То есть эта такая психология сельского жителя, менталитет усредненности, и все это мешает женщинам быть более активными и решительными.

– Часто приходится слышать, что в сельское хозяйство приходят не сразу, а переходят из других отраслей. Либо планируют строить карьеру в другой сфере, но оказываются в АПК. Это действительно так?

– На этот вопрос лучше всего ответить, приводя конкретные примеры, тем более что они действительно есть. Некоторые участницы октябрьской конференции «Женщины в сельском хозяйстве: путь к успеху» делились разными историями, но все они подтверждают одно: даже если ты приходишь в отрасль спонтанно, то со временем она затягивает так, что человек перестает себя мыслить без нее. Иногда в сельском хозяйстве можно встретить людей, которые до этого долгое время работали в другой индустрии. На конференции, например, выступала Людмила Орлова, президент Национального движения сберегающего земледелия и соучредитель хозяйства «Орловка АИЦ». До того, как начать работать в агросфере, Орлова, имеющая медицинское образование, трудилась участковым врачом и заведующей отделением реабилитации. Вспоминаю также рассказ Галины Стариковой, директора производственного департамента агрохолдинга «АФГ Националь», по словам которой, после школы хотела поступить на архитектурно-строительный факультет, так как была талантливой чертежницей. Но родители посоветовали аграрный институт, и она не пожалела: поступила и быстро поняла – ее жизнь будет связана с этой отраслью. В итоге она выросла до одного из ключевых производственных руководителей таких известных в отрасли агрохолдингов, как «Иволга» и «АФГ Националь».

Это только два примера вот такой, скажем, трансформации – и профессиональной, и личной. На самом деле, конечно, их больше, и в АПК действительно немало успешных женщин, изначально не связанных с агросферой.

– Чтобы популяризировать профессии в агросфере среди молодежи, нужно как-то доносить до нее, что сегодня сельское хозяйство – это не только поля и колхозы. Что есть современные профессии, связанные с интернетом, например. Вы согласны?

– Да, абсолютно верно. В этой связи вспоминаю историю еще одной участницы конференции – Светланы Золотаревой, которая одновременно и агроном, и блогер. Она поступила в аграрный институт, на четвертом курсе уехала на практику в Англию, и за границей узнала о многих новых профессиях – в том числе связанных с интернетом. Когда после окончания института пришла работать в агрохолдинг, предложила начальству создать интернет-магазин, что  тогда делали далеко не все. Не сайт-визитку, а именно канал продаж! Сегодня магазину уже семь лет, и Светлана успешно ведет его. Создавать образовательные проекты в сфере сельского хозяйства – разрабатывать и продвигать, например, свои курсы – тоже одна из возможностей капитализации знаний. Corteva Agriscience в рамках Целей устойчивого развития 2030 также разрабатывает много инициатив по изучению и привлечению молодежи в сельское хозяйство, в том числе и в России.

– В июне прошлого года на Петербургском международном экономическом форуме генеральный директор Corteva Agriscience Александр Козачков и ректор МГИМО Анатолий Торкунов подписали соглашение о сотрудничестве. Можете рассказать, для чего был задуман этот образовательный проект и какую роль в нем сыграет Ваша компания?

– До карантина вместе с институтом мы успели провести несколько очных лекций по магистерской программе «Мировые аграрные рынки». Эта программа, к слову сказать, единственная пока в России по подготовке управленческих кадров для Министерства сельского хозяйства России. Почему Corteva  решила принять участие в образовательном проекте? Во-первых, выяснилось, что среди сотрудников компании, которые работают в Европе и в США, много тех, кто занимается наукой, и они хотели бы выступить в роли лекторов. С другой стороны, мы решили, что сотрудничество с МГИМО, а именно с кафедрой «Мировые аграрные рынки», сейчас очень своевременно, поскольку как никогда актуальной стала проблема популяризации аграрных профессий среди молодежи. К слову сказать, мы планировали пригласить студентов на наши производства в Европу, но из-за карантина не смогли этого сделать, хотя от идеи не отказываемся, и когда пандемия закончится, такие поездки обязательно организуем. Надеемся, что это случится уже в следующем году.