Новая итерация импортозамещения; риски непоставок семян; мёд от Rolls Royce и покупка «Био-Тона»

Главное Отрасль ждет новый этап импортозамещения, выяснил Россельхозбанк. Он прогнозирует…

Источник фото: Фото: pixabay.com

Главное

Отрасль ждет новый этап импортозамещения, выяснил Россельхозбанк. Он прогнозирует рост АПК на фоне девальвации рубля

Центр отраслевой экспертизы Россельхозбанка оценил воздействие пандемии коронавируса и ослабления рубля на сельское хозяйство. По его прогнозу, о котором пишут «Ведомости», на агросектор будут влиять снижение курса рубля и разрыв глобальной цепи поставок.

Замещение импорта продолжится

Девальвация может дать преимущество некоторым агронаправлениям – таким, как молоко и фрукты, считает банк. По его логике, импорт подорожает, спрос на все отечественное вырастет, а значит, у производителей появится новый стимул замещать зарубежные аналоги – тем более что поставки импорта могут задерживаться или вообще отменяться из-за COVID. Например, чтобы ускоренно заместить импорт «молочки», потребуется построить фермы на 3 млн т в год, рассчитали аналитики банка.

  • По оценке «Союзмолока», сейчас Россия обеспечивает себя молочными продуктами на 80%.
  • После введения продэмбарго и девальвации 2014 года их ввоз сократился на треть, и в прошлом году немного превысил 6 млн т в пересчете на молоко.
  • Правда, больше 80% молочного импорта сейчас поступает из Беларуси, так что курс доллара почти никак не влияет на стоимость поставок.
  • А импорт яблок сокращался и до пандемии. В прошлом году, по ФТС, он составил почти 702 тыс. т – на 17% меньше по сравнению с 2018-м. Свое производство было на уровне 1 млн т. Впрочем, Россия остается крупнейшим в мире покупателем основных для нее фруктов – яблок и груш.
  • Аналитики РСХБ подсчитали: чтобы обеспечить внутренний рынок самим, нужно заложить 60 тыс. га интенсивных садов.
  • Правда, они не учли, что свыше 50% саженцев плодовых деревьев – тоже импорт. А значит, замещение будет представлять собой «отверточную сборку» фруктов зарубежной селекции.
  • Кроме того, для товарного производства нужны плодохранилища. Проекты в садоводстве, которые и без того были дорогими и долго окупались, сейчас могут стать совсем непривлекательными для инвесторов. Ведь денег у них больше не стало, и тем более не прибавилось желания делать долгосрочные капвложения на падающем потребительском спросе.
  • Доля импортных томатов на рынке оценивается в 40%, так что и здесь теоретически есть возможность ускоренно расти. Правда, тепличные комбинаты жалуются на проблемы со сбытом продукции даже той продукции, что уже производят. Главная причина та же, что с фруктами – падения спроса.
  • Кроме того, на тепличный сектор негативно влияет рост производственных и логистических издержек. Расширять бизнес в таких условиях готовы немногие, даже наоборот – не исключен ускоренный уход с рынка части предприятий.

Новые экспортные возможности

Потенциальные экспортные драйверы, пишет РСХБ, – зерно, масличные и продуктов их переработки, а также рыбохозяйственный комплекс. Они основные бенефициары снижающегося курса рубля, считает банк.

  • Интерес к экспорту хотя и увеличивается, но существенно наращивать поставки сложно – в том числе из-за действующих ограничений (таких, как зерновая квота), напоминает директор центра «СовЭкон» Андрей Сизов.
  • До 30 июня за пределы ЕАЭС нельзя вывозить подсолнечник, сою, рапс, а на экспорт зерна была введена квота в 7 млн т, которую выбрали еще до начала мая.
  • Мировой рынок не готов к увеличению поставок: глобальный спрос на зерно и масличные будет снижаться, говорит Сизов.
  • На рыбную отрасль пандемия COVID-19 и девальвация рубля будут влиять негативно, оценивает Всероссийская ассоциация рыбопромышленников. Топливо подорожает, увеличится стоимость импортного оборудования, аналогов которому в России нет. Кроме того, в кризис меняются предпочтения потребителей по всему миру, и спрос на рыбу падает.

Потребление изменится

РСХБ также прогнозирует сокращение потребления некоторых продуктов питания из-за снижения доходов населения. Спрос будет смещаться в сторону более доступных товаров. Например, с дорогих видов мяса (таких, как говядина) на курицу. На этом фоне у ее производителей могут появиться возможности для увеличения выпуска.

  • По оценке Национальной мясной ассоциации, в России едят по 76 кг в год мяса на человека. 47% – птица, 32% – свинина, 18% – говядина.
  • Сильнее всего сейчас снизятся продажи говядины, поскольку она дороже. К тому же премиальные отруба поставлялись в рестораны, которые сейчас закрыты, и неизвестно, когда откроются.
  • Свинина и бройлер могут выиграть из-за изменения спроса. Также в этих секторах возможно увеличение экспорта. За российских поставщиков – девальвация. Против – нарушения мировой логистики и рост конкуренции на внешних рынках.
  • В молочном секторе на фоне падения доходов населения будет расти спрос на недорогие молочные продукты, в том числе с заменителями молочного жира. Это может привести к росту доли фальсификата.
  • Отечественные производители и ритейл вслед за стремительно беднеющим потребителем переориентируются на дешевые продукты. В первой половине апреля оборот тех из них, что реализуются под СТМ сетей и стоят дешевле аналогов, вырос на 20%, оценили в Unusual Concepts.

Выводы

Отрасли АПК, где еще остаются возможности замещения импорта, динамично развивались и без нынешнего кризиса. Это те же молочная индустрия, садоводство и сектор тепличных овощей. Девальвация сейчас может стать не драйвером, а тормозом, если АПК не получит дополнительной поддержки. Мало кто решится наращивать выпуск, когда компоненты и средства производства дорожают, спрос падает, безработица растет, а возможности сбыта ограничены. При этом российский экспорт защищен от падения несмотря на прогнозируемое в этом году сокращение мировой торговли. Россия поставляет на внешние рынки сырьевые товары, а не агропродукцию с высокой добавленной стоимостью (последнюю мы как раз ввозим), спрос на которую должен упасть. Однако и роста вывоза ждать не стоит.

Темы дня

Продовольствие продолжает дешеветь

По данным ФАО, мировые цены на продовольственные сырьевые товары в апреле третий месяц подряд продолжили снижение из-за существенного сокращения спроса, вызванного последствиями пандемии COVID-19. Среднее значение Индекса продовольственных цен организации в апреле составило 165,5 пункта. Это почти на 3,4% меньше, чем в марте, и на 10% – по сравнению с январем.

  • Индекс цен на сахар ФАО достиг антирекорда за 13 лет, снизившись на 14,6% с марта, когда было отмечено еще большее месячное падение. Обвал нефти привел к сокращению спроса на сахарный тростник для этанола. В результате чего вырос выпуск продукта-субститута, то есть сахара. Но потреблять его больше не стали, поэтому цена продукта оказалась под выросшим давлением.
  • Индекс цен на растительные масла сократился на 5,2%, что обусловлено удешевлением пальмового, соевого и рапсового масел. К тому же на фоне высокого производства пальмового масла в Малайзии и переработки сои – в США, уменьшился спрос пищевого сектора на масла. Плюс, как и в сахарной отрасли, сократилась потребность в биотопливе.
  • На 3,6% снизился индекс цен на молочную продукцию, а обвал цены сливочного масла и сухого молока вообще стал двузначным. Триггеры – рост экспортных возможностей, накопление товарных запасов, слабый спрос на импорт и снижение продаж в HoReCa северного полушария.
  • Мясо подешевело на 2,7%. Частичного восстановления спроса на импорт в Китае оказалось недостаточным, чтобы уравновесить сокращение импорта в остальных регионах. При этом крупнейшие страны-производители испытывали трудности с логистикой и столкнулись с резким падением спроса в HoReCa.
  • Зерновые потеряли в цене незначительно. Мировые цены пшеницы заметно выросли (+2,5%) после исчерпания в России квоты, а кукурузы – упали (-10%): сократился спрос на нее как животноводов, так и производителей биотоплива. Рис с марта подорожал на 7,2% из-за временных ограничений экспорта Вьетнамом.

Будут проблемы с семенами?

COVID-19 и ограничения, введенные правительствами, могут привести к ограничению производства, сертификации и международной торговли семенами. Об этом предупреждает OECD – Организация экономического сотрудничества и развития. Это грозит серьезными проблемами сельхозпроизводителям, и может нарушить глобальные продовольственные цепочки. Хотя аграрии получили большую часть семян для весеннего сева, и логистические ограничения не успели повлиять доставку, пока непонятно, удастся ли избежать проблем в новом сезоне 2020/21.

  • По опросу OECD, из 38 стран 33 изменили рабочие схемы сертификации семян.
  • В 16 странах COVID-19 остановил, замедлил или изменил порядок и объем сертификации семян.
  • Больше всего карантинные ограничения повлияли на лабораторное тестирование (14 стран), сокращение штата сертифицирующих организаций (12), проведение полевой апробации посевов и пост-контроля (по восемь государств).
  • Семь стран рассматривают возможность приостановки сертификации семян из-за COVID-ограничений, либо уже ужесточили эту процедуру.
  • Три страны указали, что приостановка или адаптация сертификации повлияет на экспорт семян. При этом ни одна страна не приостановила импорт семян, как, впрочем, не адаптировала свои требования под импортеров.
  • В России семян зарубежной селекции – больше 27%, оценивал по итогам 2019 года Минсельхоз страны.

Урожай-2020 будет как в прошлом году

По прогнозу ФАО, производство пшеницы в мире за 2020 год составит около 762,6 млн т. Это сравнимо 2019-м, и может стать вторым в истории рекордом. В ЕС, Северной Африке, на Украине и в США прогнозируется более низкий урожай. Однако сокращение там компенсируют Австралия, Казахстан, Россия и ряд азиатских стран, где сборы вырастут.

  • Потребления пшеницы в мире за сезон-2020/21 годов, вероятно, сохранится на уровне 759,4 млн т. Ожидаемый рост потребления в пищевых целях превысит прогнозируемое его сокращение в промышленности и на корм.
  • Запасы пшеницы на конец следующего сезона будут 274,5 млн т (+0,6%). А вот без Китая они могут сократиться на 5%, что станет минимумом с 2013 года.
  • Торговля пшеницей может составить 176,3 млн т – это почти столько же, сколько и сейчас (+0,7%).
  • Североафриканские страны могут увеличить закупки пшеницы из-за падения своего производства. А Турция ждет снижения импорта на фоне благоприятных видов на урожай.
  • Экспорт из ЕС и Украины уменьшится, что будет компенсировано ростом поставок из Австралии и Канады.

Кратко

  • Месяц карантина стоит экономике 1,7-2,2 трлн руб., и вычитает из ВВП 1,5-2% в год, подсчитал ЦБ России.
  • ФАС акцептовала покупку 75% агрохолдинга «Био-Тон». Вероятный покупатель – глава совета директоров группы Эдуард Зернин, которого рынок всегда считал ее фактическим владельцем.
  • Осадки снижают цены на Черноморскую пшеницу нового урожая, пишет сегодня Refinitiv в своем телеграм-канале.
  • В Удмуртии будет создана первая в стране референтная база КРС.
  • Rolls Royce рассказал, что производит не только автомобили, но и мёд. Ульи размещены вблизи завода компании на юго-востоке Англии.

Будьте в тренде!
Ваш Agrotrend.ru.