РАПУ vs Минсельхоз: 9 доводов против сдерживания цен на удобрения
Цены на удобрения сейчас только восстанавливаются после двухлетнего падения, утверждает ассоциация их производителей
В новостях агрорынка – Российская ассоциация производителей удобрений (РАПУ, объединяет «Фосагро», «Уралхим», «Уралкалий», «Акрон» и других крупных игроков рынка) заявила о своих возражениях на инициативу Минсельхоза о сдерживании цен на удобрения. Заявление опубликовано на сайте ассоциации.
Как сообщал Agrotrend.ru в новостях агрорынка, 16 марта министерство представило на общественное обсуждение проект постановления кабмина со своим видением механизма решения о стабилизации цены минудобрений на период посевной. О сути предложений Минсельхоза мы писали здесь.
Ключевые аргументы РАПУ против контроля над ценами
- Сейчас в стране уже эффективно работает метод ценообразования на минеральные удобрения, предложенный ФАС. Производители следуют указаниям службы, и в итоге цены на удобрения для российских аграриев на 20-30% ниже, чем в других странах. Это один из факторов, который помогает российским экспортерам продукции АПК осуществлять успешные экспортные сделки, считают в РАПУ. Таким образом, производители удобрений по сути делятся с аграриями частью своей потенциальной прибыли.
- Сейчас внутренние цены на ключевые минудобрения не растут, а восстанавливаются после падения на 40% в 2019-2020 годах. Причем, по данным Росстата, они все еще ниже, чем в 2015 году.
- В цене социально значимых продуктов – например, хлебобулочных изделий – доля удобрений всего около 1-2%. В пшенице – не больше 13,5%, пишет РАПУ, ссылаясь на данные Минсельхоза от 2019 года. А Институт конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР) в начале 2020-го оценивал долю удобрений в цене пшеницы на уровне 12%.
- Российские аграрии имеют достаточно ликвидности на покупку удобрений. АПК в прошлом году вырос на 5,2%. Убыточных агрокомпаний сейчас всего 11%. Тем не менее, пишет РАПУ, Минсельхоз «ведет целенаправленную работу» для получения «рядом аграриев» минудобрений просто по «необходимой для них цене».
- Новые меры госрегулирования снизят инвестиционную активность в отрасли производства минудобрений. С 2013 по 2020 годы их производители вложили в развитие больше 1,3 трлн руб., а до 2026-го планируют вложить еще 1,6+ трлн руб., чтобы за пять лет отрасль выросла на 70%. Если теперь темпы инвестирования снизятся, то отказ от новых капвложений произойдет за счет инноваций, создания новых рабочих мест и дальнейшего наращивания экспортных мощностей. А это уже угроза дальнейшему росту несырьевого неэнергетического экспорта страны.
- Снижение цен на удобрения означает, что АПК будет еще больше субсидироваться за счет производителей удобрений. То есть, делает вывод РАПУ, одна экспортно-ориентированная отрасль не просто поддерживается за счет другой, а сама по себе идея о подписании соглашений носит дискриминационный характер по отношению к производителям минудобрений. По мнению ассоциации, принятие предложенного Минсельхозом постановления кабмина будет означать законодательное закрепление этой неформальной практики.
- Минсельхоз необоснованно оценивает потребность АПК в удобрениях на 2021 год в 4,52 млн т – на четверть больше 2020-го. А на 2024 год потребление удобрений, в версии министерства, может вырасти в два раза. Как следует из контекста заявления РАПУ, в ассоциации не верят в обоснованность этих цифр.
- Инициатива Минсельхоза – дискриминация не только по отношению к производителям удобрений, но и к тем агрокомпаниям, которые уже их купили, утверждает РАПУ. Теперь их конкурентоспособность будет заведомо ниже по отношению к тем, кто купит удобрения по новым ценам.
- Фиксация цен не на продовольствие, а на сырье и промежуточные ресурсы (включая удобрения) может спровоцировать торговые расследования в других странах и дать им возможность установить заградительные пошлины на товары российского АПК.
Ранее Минсельхоз предлагал зафиксировать цены на основные удобрения примерно на два-три месяца. Подробнее – в новостях агрорынка.