РАПУ vs Минсельхоз: 9 доводов против сдерживания цен на удобрения

Цены на удобрения сейчас только восстанавливаются после двухлетнего падения, утверждает ассоциация их производителей

В новостях агрорынка – Российская ассоциация производителей удобрений (РАПУ, объединяет «Фосагро», «Уралхим», «Уралкалий», «Акрон» и других крупных игроков рынка) заявила о своих возражениях на инициативу Минсельхоза о сдерживании цен на удобрения. Заявление опубликовано на сайте ассоциации.

Как сообщал Agrotrend.ru в новостях агрорынка, 16 марта министерство представило на общественное обсуждение проект постановления кабмина со своим видением механизма решения о стабилизации цены минудобрений на период посевной. О сути предложений Минсельхоза мы писали здесь.

Ключевые аргументы РАПУ против контроля над ценами

  1. Сейчас в стране уже эффективно работает метод ценообразования на минеральные удобрения, предложенный ФАС. Производители следуют указаниям службы, и в итоге цены на удобрения для российских аграриев на 20-30% ниже, чем в других странах. Это один из факторов, который помогает российским экспортерам продукции АПК осуществлять успешные экспортные сделки, считают в РАПУ. Таким образом, производители удобрений по сути делятся с аграриями частью своей потенциальной прибыли.   
  2. Сейчас внутренние цены на ключевые минудобрения не растут, а восстанавливаются после падения на 40% в 2019-2020 годах. Причем, по данным Росстата, они все еще ниже, чем в 2015 году.
  3. В цене социально значимых продуктов – например, хлебобулочных изделий – доля удобрений всего около 1-2%. В пшенице – не больше 13,5%, пишет РАПУ, ссылаясь на данные Минсельхоза от 2019 года. А Институт конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР) в начале 2020-го оценивал долю удобрений в цене пшеницы на уровне 12%.
  4. Российские аграрии имеют достаточно ликвидности на покупку удобрений. АПК в прошлом году вырос на 5,2%. Убыточных агрокомпаний сейчас всего 11%. Тем не менее, пишет РАПУ, Минсельхоз «ведет целенаправленную работу» для получения «рядом аграриев» минудобрений просто по «необходимой для них цене».
  5. Новые меры госрегулирования снизят инвестиционную активность в отрасли производства минудобрений. С 2013 по 2020 годы их производители вложили в развитие больше 1,3 трлн руб., а до 2026-го планируют вложить еще 1,6+ трлн руб., чтобы за пять лет отрасль выросла на 70%. Если теперь темпы инвестирования снизятся, то отказ от новых капвложений произойдет за счет инноваций, создания новых рабочих мест и дальнейшего наращивания экспортных мощностей. А это уже угроза дальнейшему росту несырьевого неэнергетического экспорта страны.
  6. Снижение цен на удобрения означает, что АПК будет еще больше субсидироваться за счет производителей удобрений. То есть, делает вывод РАПУ, одна экспортно-ориентированная отрасль не просто поддерживается за счет другой, а сама по себе идея о подписании соглашений носит дискриминационный характер по отношению к производителям минудобрений. По мнению ассоциации, принятие предложенного Минсельхозом постановления кабмина будет означать законодательное закрепление этой неформальной практики.
  7. Минсельхоз необоснованно оценивает потребность АПК в удобрениях на 2021 год в 4,52 млн т – на четверть больше 2020-го. А на 2024 год потребление удобрений, в версии министерства, может вырасти в два раза. Как следует из контекста заявления РАПУ, в ассоциации не верят в обоснованность этих цифр.  
  8. Инициатива Минсельхоза – дискриминация не только по отношению к производителям удобрений, но и к тем агрокомпаниям, которые уже их купили, утверждает РАПУ. Теперь их конкурентоспособность будет заведомо ниже по отношению к тем, кто купит удобрения по новым ценам.
  9. Фиксация цен не на продовольствие, а на сырье и промежуточные ресурсы (включая удобрения) может спровоцировать торговые расследования в других странах и дать им возможность установить заградительные пошлины на товары российского АПК.

Ранее Минсельхоз предлагал зафиксировать цены на основные удобрения примерно на два-три месяца. Подробнее – в новостях агрорынка.