Масштабы кризиса на потребительском рынке из-за пандемии COVID-19 и введенных ограничений, могут оказаться значительнее, чем предполагалось. Снижение спроса в России затронуло 90% всех категорий продуктов и услуг, а в ближайшие шесть месяцев покупатели продолжат сокращать траты, следует из исследования потребительских настроений «Российские потребители – новая реальность». Boston Consulting Group и холдинг «Ромир» сделали его на основе опроса более 1,2 тыс. респондентов по всей России из разных социально-демографических групп с углубленным исследованием по Москве.
«Россия вместе со всем миром находится в «идеальном шторме». <…> Главный вопрос, ответ на который ждут все: как в долгосрочной перспективе будет действовать государство. Уже сегодня очевидны целые отрасли, требующие серьезной поддержки. Чем быстрее она будет оказана, тем меньше вероятность, что к экономическим последствиям текущего положения добавятся и социальные», — отмечает президент исследовательского холдинга «Ромир», доктор социологических наук Андрей Милехин.
Потребители настроены пессимистично
Эксперты полагают, что по сравнению с жителями других развивающихся стран российские потребители воспринимают менее серьезно как сам коронавирус, так и его влияние на свою жизнь. Тем не менее, 2/3 опрошенным настроены пессимистично.
Каждый пятый снизит траты на продовольствие
В ближайшие шесть месяцев потребители планируют меньше тратить во всех каналах продаж как из-за боязни заражения коронавирусом при посещении магазинов и торговых центров, так и на фоне финансовой нестабильности, следует из исследования. О дальнейшем снижении расходов сказали 15% опрошенных российских потребителей. Это третий результат после Италии, где таких респондентов 18%, и США, где экономить готовятся 16%. Чистый рост потребительских расходов наблюдается в категориях, связанных с введением мер изоляции.
Почему экономят
Согласно исследованию, 34% респондентов сократят расходы на бакалею, потому что сделали запасы в этой категории. 30% закупили впрок продовольствие категории fresh, 28% сказали о запасах алкоголя. Между тем, 25% опрошенных будут покупать меньше свежих продуктов, потому что у них снизятся доходы. По этой же причине 27% будут экономить на бакалейной продукции. Однако в сумме 75% респондентов готовы сделать запасы, в том числе потому что ожидают повышения цен.
Мнение ритейла
X5 Retail Group («Пятерочка», «Перекресток», «Карусель») во втором-третьем кварталах по сравнению с мартом ожидает падения спроса на товары, которые закупались впрок в период ажиотажа. В то же время востребованность категории fresh, скорее всего, сохранится или даже возрастет, считает ритейлер. «Магните» также видят переключение на свежую продукцию, потому что потребители вынуждены готовить и питаться дома. Auchan отмечает снижение продаж в магазинах, но фиксирует рост спроса на товары длительного хранения и напитки в онлайн-канале.
При умеренно оптимистичном сценарии потребление вернется к докризисному уровню уйдет до трех лет, прогнозируют эксперты, опрошенные «Ведомостями». При этом реальные доходы начнут расти в лучшем случае со второй половины 2021-го. Хотя продовольственный сектор находится в намного более выигрышном положении, чем другие – траты на досуг, путешествия, товары длительного пользования и др. потребители панируют сокращать более значительно – при падении реальных располагаемых доходов многие будут готовы изменить структуру потребления в пользу более дешевых товаров, и производителям придется подстраиваться. Опыт прошлых кризисов показал, что в первую очередь они могут стараться снижать себестоимость и отпускную цену продукции за счет уменьшения веса/объема упаковки, а также перехода на более дешевые рецептуры. Однако в этом случае может пострадать качество и есть риск еще большего падения продаж. В сложившихся условиях производителям нужно снижать себестоимость продукции без ущерба качеству, оптимизировать затраты и развивать прямую доставку. Компании, которые сумеют быстро подстроиться под новые условия, и те, которые уже работают с высокой операционной эффективностью окажутся в выигрыше и, с большой долей вероятности, будут дальше консолидировать рынок.
Состоится 13-14 февраля 2025 г. в Москве
Представляем самое популярное за 18 — 24 ноября
Деликатес производят в лаборатории из клеток перепелов
Прогнозы из ноябрьского отчёта Международного совета по зерну, производство сахара в России может снизиться на…
Одна из причин — более активное использование отечественных семян