Что влияет на цену молока
У российских производителей молока падает рентабельность
Российские производители молока не стали увеличивать отпускные цены при росте издержек. В итоге себестоимость выпуска молочной продукции подскочила почти на 30%. Об этом пишет «Коммерсантъ» («Ъ») со ссылкой на Национальный союз производителей молока («Союзмолоко»), в который входят крупнейшие российские и иностранные производители.
Что случилось
- Союзмолоко направило письмо в Минпромторг и в Федеральную антимонопольную службу (ФАС) с динамикой роста себестоимости молочной продукции. Цель – оправдать перед контролирующими органами подорожание «молочки».
- Среди главных драйверов роста цен на сырое молоко – падение рубля, рост цен на импортные составляющие, удорожание кормов, удобрений, упаковки, увеличение тарифов на электричество. В итоге себестоимость сырого молока выросла почти на 30%. А переработка – примерно на 15%.
- Но производители молочной продукции не стали в такой же степени повышать цены. Поэтому у части компаний упала рентабельность, а у других начались убытки. Некоторые вообще закрылись. Это приводит к снижению выпуска молока.
- В среднесрочной перспективе на ценах будет отражаться отложенное влияние увеличения расходов и удорожание импорта. Сейчас импорт молочной продукции – это около 16% рынка. Например, Россия импортирует белорусское масло.
- Поставщики «молочки» уже начали информировать розничные сети о подорожании своих товаров. Например, «Лента» уже знает о возможном росте цен на 6%. С начала года эта категория уже подорожала на 10%, рассказали там «Ъ».
Выводы
Маловероятно, что чиновники начнут внедрять на молочном рынке практику ценовых соглашений, которые были на рынке сахара и подсолнечного масла. Такое мнение высказал «Ъ» руководитель Streda Consulting Алексей Груздев. Для этого рынок недостаточно консолидирован. Цены на молоко и кефир никогда не растут, так как являются ценовым ориентиром для покупателей.
Контекст
Чиновники начали контроль цен на социально значимые товары в декабре 2020 года. Причина – заметное удорожание продуктов в пандемию.