На продовольственном рынке закрепляются продукты с сомнительными ингредиентами под собственными торговыми марками (СТМ) сетей, так как недорогой товар востребован покупателями, рассказали Agrotrend.ru эксперты. Спрос на дешевую еду в России за последний год вырос в 1,5 раза.
Продукты, выпущенные под собственными торговыми марками сетей, за рубежом являются гарантией качества, но в России другая ситуация, говорит координатор проекта «За честные продукты!» Александр Бражко. Торговые сети «ведут игры с СТМ» для снижения себестоимости продукции и получения сверхприбыли, замечает он.
Количество потребителей, которые стали покупать больше продуктов под СТМ сетей в 2021 году к 2020 году выросло с 21,3 до 37,5%, сообщает РБК со ссылкой на данные «потребительского индекса Иванова» от SberCIB. Прилив народной любви к СТМ в компании NielsenIQ объясняют как раз стремлением сэкономить на еде, пишет издание.
В то же время себестоимость производства растет, и заводам необходимо повышать цены, чтобы покрыть издержки. Однако дорогие товары покупатели станут брать хуже, а менеджмент торговых сетей требует увеличения прибыли с торговой площади, говорит Бражко. Товары СТМ становятся способом удовлетворить и тех, и других.
Самый простой способ удешевить продукт – понизить содержание жира. «Традиционно сливочное масло имеет жирность 82,5%, а «Крестьянское» – 72,5%. Это натуральный продукт, но дешевле», – говорит директор ВНИИ маслоделия и сыроделия Елена Топникова. Вместо жира – молочная плазма, поясняет она.
Более технологичный способ – использование заменителей. Благо, масложировая отрасль выпускает целую линейку жировых композиций на растительной основе. Гидрогенизированные масла уже почти не используют, так как в них повышенное содержание вредных трансизомеров, которые ограничены законодательно. Но на смену пришли фракционированные и переэтерифицированные масла, полученные путем перегруппировки гидрогенизированных жиров. «Россия – богатая страна, у нас много своих сырьевых источников. Используется отечественное сырье, а не только импортируемое пальмовое масло», – замечает эксперт. За основу берется подсолнечное, рапсовое, соевое масла, уточняет она.
Это легальные способы удешевления еды, есть и другие. «Любые так называемые дешевые продукты в большинстве своем являются имитацией и аналогами. К продуктам они никакого отношения не имеют. Это просто набор бытовой химии», – настаивает Бражко. Для производства продуктов СТМ можно привлекать нелегальных производителей, которые не будут нигде указаны. А в случае претензий ретейлер спишет все на поставщика, поясняет он.
Например, в колбасе СТМ может быть смесь самых различных частей курицы, хотя на этикетке будут указаны мясо кур, куриная кожа, вода и добавки. «Лет 7-10 назад произошла технологическая революция. На мясокомбинатах закупили современные мельницы, которые позволяют перемолоть абсолютно все в муку. Раньше мясокомбинаты сдавали отдельно кости, кожу, это считалось отходами производства. Сейчас отходов производства нет», – говорит эксперт. Использование костей в пищевых продуктах, конечно, запрещено. Но ни один производитель в этом не признается, а консистенция продукта не позволяет определить, что внутри, добавляет он.
В кондитерских изделиях используется уже не пальмовое масло, которое стоит 1,5-2 тыс. рублей за кг, а так называемый пищевой гудрон, смесь технического пальмового и других масел. Если это сырье смешать сахаром и добавить немного какао-порошка, получится как бы шоколадно-ореховая паста. Продается она по 1 тыс. рублей за кг, хотя стоит около 50 рублей за кг., указывает Брашко.
Возможность получать на продуктах СТМ сверхприбыль убивает добросовестных производителей, заключает он.
Обзор мирового молочного рынка от Rabobank, цены на кофе поднялись до самого высокого уровня почти…
Российские учёные провели удачный опыт на овсе
Прогнозируется рост мирового производства молока на 0,8% в 2025 году
Ситуация может сохраниться до конца следующего года
Рынок картофеля столкнулся с резким ростом цен, механизм квот на экспорт зерна может быть скорректирован…
Сибирь усиливает торговые связи с КНР благодаря агроэкспорту