Продовольственные товары в России дорожают, так как аграриям нужно покрывать растущие издержки, говорят эксперты. Но российское зерно и на мировом рынке стоит дороже, чем у конкурентов. А тут уже под вопросом оказывается само развитие сельскохозяйственного экспорта.
Чтобы понять причины низкой конкурентоспособности отечественного сельхозпроизводства стоит взглянуть на цифры. Например, доля организаций, внедряющих инновации в растениеводстве, по данным Росстата на 2020 год, составляет около 10%, а в животноводстве – 9,5%. Это одни из самых низких показателей среди всех отраслей российской экономики. Ниже только водоснабжение и канализация – 6,5%. Для сравнения, в строительстве этот показатель составляет 11,1%, в телекоммуникациях – 19,4%, промпроизводстве – 21,5%.
В 2000 году в сельском хозяйстве было занято более 50% населения, сейчас – лишь около 20%. Но много людей в сельском хозяйстве и не нужно, отрасль модернизируется, важно наличие опрелеленных компетенций у работников, говорит директор Центра агропродовольственной политики РАНХиГС Наталья Шагайда.
Российское сельское хозяйство должно быть более технологичным. А для этого нужно соответствующее образование.
Ежегодно аграрные вузы выпускают по 150 тысяч специалистов. Но, по оценкам Минсельхоза, 90% выпускников работают не по специальности. Правда самому бизнесу такие выпускники не нужны. Процесс обучения оторван от реального сектора, говорят руководители хозяйств и тщетно ищут нужные кадры. Получается замкнутый круг.
Правда в него мы загнали себя сами. Ничего удивительного в том, то люди, получившие высшее образование стремятся найти работу в городах, жизнь на селе их не прельщает из-за отсутствия рабочих мест с привлекательными условиями труда и оплатой. На селе могли бы остаться и получать там доход от профессиональной деятельности люди со средним профессиональным образованием, поясняет Шагайда. Но система среднего профессионального образования в стране влачит жалкое существование, а система учебных хозяйств разрушена, причем при помощи самого государства.
Чтобы решить проблему начинать нужно не с вузов, а с профессионально-технических училищ и учить нужно не горожан, чтобы потом завлекать их в село, а самих сельских жителей. «Для развития сельского хозяйства не нужно смотреть на университеты. И из американских вузов в фермеры идет не так много людей»,- говорит Шагайда. В пример она приводит Норвегию, где провели реформу образования. Стояла цель не столько научить население сельскому хозяйству, сколько обучить профессиям сельское население. Потому учебные заведения создавали даже в городках до 50 тысяч человек, рассказывает эксперт. За рубежом, напрмер в Германии, сейчас будущие фермеры учатся профессии в училищах и половину времени уже работают на ферме, которая также оборудована современной техникой. Есть закрепленный фермер, для которого престижно выступать наставником, добавляет она.
В России нужно иметь ввиду, что далеко не каждой семье по силам отправить ребенка на учебу в город. Зато почти каждая семья в сельской местности могла бы отправить ребенка учиться в райцентр. Там и должны быть училища с современными преподавателями, современными программами, оборудованием, с современными классами и общежитием, заключает эксперт.
Обзор мирового молочного рынка от Rabobank, цены на кофе поднялись до самого высокого уровня почти…
Российские учёные провели удачный опыт на овсе
Прогнозируется рост мирового производства молока на 0,8% в 2025 году
Ситуация может сохраниться до конца следующего года
Рынок картофеля столкнулся с резким ростом цен, механизм квот на экспорт зерна может быть скорректирован…
Сибирь усиливает торговые связи с КНР благодаря агроэкспорту