За какие продукты будут переплачивать покупатели

Какие продукты подорожают в рознице

Пока государство пытается ограничить торговую наценку на одни продукты питания, она может вырасти на другие. Ретейлу нужно компенсировать выпадающие доходы. Переплатят покупатели. В «зоне риска» морепродукты, сыр, готовая еда.

Сдерживать рост цен на продукты питания государство пытается по всей производственно-сбытовой цепочке. Сначала ввели ограничивающие экспортные пошлины, на зерно, растительное масло. Пытались ограничить рост стоимости транспортных услуг. Затем взялись за ретейл.

В середине января крупные торговые сети, среди которых «Пятерочка», «Перекресток», «Карусель», «Магнит», «Дикси», предложили Федеральной антимонопольной службе (ФАС) после проведенного ведомством расследования ограничить наценку на самые дешевые базовые продукты не более чем в 10% до конца 2021 года.

В начале февраля в Минпромторге заявили, что совместно с Минсельхозом и ФАС прорабатывают вопрос ограничения торговой наценки на социально значимые продукты на уровне не более 5%. Как сообщала газета «Коммерсантъ», в перечень таких продуктов внесут свеклу, морковь, картофель, лук, питьевое молоко, творог, кефир, сливочное масло, сахар и хлебобулочные изделия недлительного хранения.

На этом решили не останавливаться. По данным издания, теперь Минсельхоз предложил ретейлерам ограничить наценку на брендированные продукты — от таких производителей, как Danone, PepsiCo, Fazer и другие. На эти товары приходится более 70% выручки в продажах торговых сетей, а добровольное ограничение наценки затронуло только продукты собственных торговых марок ретейлеров, на которые приходится всего 20% продаж, указывают в Минсельхозе. В списке те же хлеб, молоко, кефир, сливочное масло, творог.

Круг товаров, на которые ретейлеры могут свободно устанавливать наценку, сужается. Теперь придется искать такие продукты, на которых можно компенсировать потери. Традиционно, средняя и высокая наценка ставится на такие товары, как газированные напитки, рыба, морепродукты, сыр, алкоголь.

«Снижая наценку ради привлечения трафика покупателей, на каком-то товаре ретейл зарабатывает меньше или не зарабатывает вообще. В то же время он старается заработать на другом товаре», – поясняет Agrotreng.ru председатель правления Российской ассоциации экспертов рынка ритейла Андрей Карпов. Но ретейл не ставит постоянную наценку на одни и те же товары, а постоянно меняет ее. Потребители сравнивают цены, и могут выбирать дешевые товары в разных магазинах, говорит эксперт.

К тому же товары с повышенной наценкой нужно еще продать, чтобы заработать. Потому наценку будут менять, повышая на востребованные товары.

Подсказку дает статистика. По информации Россельхозбанка, потребление сыра в России выросло с 4,1 кг на душу населения в 2004 году до 6,6 кг в 2021 году.

Растет также спрос на морепродукты. В частности, импорт креветок в Россию по итогам 2021 г. вырос на 69,3% до 84 тыс. тонн в натуральном выражении и на 89,6% до 485,3 млн долларов в денежном, сообщал «Коммерсантъ» со ссылкой на данные Всероссийской ассоциации рыбохозяйственных предприятий, предпринимателей и экспортеров. По данным исследование NielsenIQ, в 2021 году выросли продажи овощей, фруктов, безалкогольных напитков и готовой еды.