Россия стала ввозить меньше пальмового масла

В 1ПГ 2020 Россия впервые за последние шесть лет сократила…

Источник фото: Фото: pixabay.com

В 1ПГ 2020 Россия впервые за последние шесть лет сократила закупки пальмового масла, пишет РБК. Это произошло из-за усиления контроля производства молочной продукции и сокращения спроса со стороны общепита в пандемию.

  • По данным Центра отраслевой экспертизы Россельхозбанка, за январь-июнь 2020 года импорт пальмового масла в Россию снизился почти на 7% до 473 тыс. т.
  • Тенденция к снижению ввоза этого продукта обозначилась еще во 2ПГ 2019.
  • Но вообще для импорта «пальмы» среднегодовая отрицательная динамика не характерна: в последний раз заметное снижение ввоза (на 5%) было в 2014 году из-за девальвации рубля.
  • До этого закупки только увеличивались: с 1990-х годов их объемы выросли более чем в десять раз, до рекордных 1,06 млн т по итогам 2019 года. Продукт востребован как удобный в производстве и сравнительно дешевый. Основной поставщик пальмового масла в Россию – Индонезия.  
  • Более 90% ввезенного пальмового масла используется в пищепроме. 30% идет на производство кондитерских изделий, 25% – продуктов быстрого приготовления, чипсов, на предприятия общепита. 15% используется в хлебобулочных изделиях, 13% — в продуктах, содержащих молоко.

Из-за того, что некоторые производители стали заменять пальмовым маслом более дорогой молочный жир, в Госдуме звучат призывы ограничить поставки и использование пальмового масла в России. С октября 2019 года была увеличена ставка НДС на пальмовое масло с 10% до 20% – чтобы улучшить качество продуктов питания и собрать дополнительные 4,5-5 млрд руб./год в бюджет.

  • Отрицательную динамику ввоза «пальмы» в 1ПГ 2020 эксперты из Россельхозбанка отчасти связывают как с раз с усилением госконтроля над качеством молочной продукции.
  • В 2019 году отслеживать ее оборот начала система Россельхознадзора «Меркурий», а с 1 июля молочные продукты и продукты с заменителями молочных жиров стали еще и по-разному маркировать на ценниках в магазинах.
  • В «ассоциации Союзмолоко» тоже заметили снижение в этом году потребления продуктов с заменителями молочных жиров.
  • Но на молочную продукцию приходится только 12-13% от общего объема потребления пальмового масла в России, обращает внимание гендиректор «Союзмолоко» Артем Белов. Ключевые сегменты его использования – кондитерка и HoReCa, указывает он. Последний сектор как раз сильно пострадал от пандемии, и заведомо снизил закупки «пальмы».

В Центре отраслевой экспертизы РСХБ при этом не исключают, что спрос на «пальму» упал из-за временного снижения покупательской способности россиян на фоне ковид-пандемии, и может восстановиться уже в ближайшие полгода. Хотя в Центре агроаналитики при Минсельхозе недавно отмечали, что рост потребления пальмового масла в России возможен только при условии роста доходов населения, а его импорта – при увеличении экспорта кондитерских, хлебобулочных изделий, модифицированных жиров и масел, который пока невелик.

Как прогнозирует один из крупнейших в мире производителей пальмового масла FGV Holdings из Малайзии, цены на него во 2ПГ 2020 упадут, а спрос в 4Q 2020 – снизится.