Поставщики продовольствия сэкономят на перевозке

Зачем легализован «перегруз» фур

НОВОСТИ ДНЯ В АПК – ЗА 5 МИНУТ

В России вступил в силу закон об устойчивой работе транспортной отрасли. Для перевозчиков, в частности, продовольствия предусмотрен особый порядок контроля на таможне. Как предполагается, временно отменят весогабаритный контроль. Поставщики в этом случае могут существенно сэкономить на перевозке.

Закон о внесении изменений в ряд нормативных правовых актов был принят как часть пакета контрмер для противодействия санкциям. Весовой и габаритный контроль для автоперевозчиков действует для снижения воздействия на дороги со стороны большегрузов.

Принятие закона позволит обеспечить увеличение грузооборота со странами, которые не ведут санкционную политику в отношении России, полагают авторы инициативы.

Представители транспортной отрасли считают к инициативе относятся неоднозначно. Отмена весогабаритного контроля будет на руку тем недобросовестным компаниям, которые и раньше возили грузы с нарушениями, говорит президент Ассоциации «Грузавтотранс» Владимир Матягин.

Суть нарушений в том, что в фуру загружают товара больше, чем предусмотрено нормативами. Тем самым экономятся деньги на организацию перевозки. Условно вместо трех рейсов можно сделать два. При этом и платежи взимаются только за два рейса вместо трех. В итоге недобросовестные компании получают конкурентное преимущество над компаниями, соблюдающими нормативы. В случае выявления перевеса начисляются штрафы. Но по отзывам участников рынка грузоперевозок всегда существовала возможность неформально решить проблему. Весогабаритный контроль рассматривается ими как процедура с большой коррупционной емкостью.

По нормативам максимальный вес автомобиля вместе с грузом не должен превышать 44 тонны. Например, в случае с автомобилями-зерновозами при максимальном количестве осей автопоезда и облегченном кузове вес перевозимого зерна не должен превышать 27-28 тонн, приводил ранее цифры руководитель “Русагротранс” Игорь Павенский. Однако на практике, отмечал он, зерно чаще всего перевозят с существенным перегрузом – от 40 до 55 и более тонн.

В перевесе больше всего заинтересованы отправители груза, поскольку именно они оплачивают транспортировку.

Интересно, что в 2020 году под эгидой Федеральной налоговой службы даже была предпринята попытка вовлечь крупнейших экспортеров российского зерна и масличных культур в борьбу с перегрузами автотранспорта при перевозках этой продукции. На совещании в Минтрансе был принят меморандум, который обязывал зерновые терминалы в портах, элеваторы отказывать в приемке к разгрузке автотранспорта с превышением массы более чем на 2%. За меморандум, как сообщал «Интерфакс», проголосовали ТД “РИФ”, “Астон”, “Гленкор Агрикалчер МЗК”, “Деметра-Холдинг”, “Мирогрупп Ресурсы”, “Содружество”, ОЗК, “Каргилл”, “Луис Дрейфус” и другие компании.

Если теперь весогабаритный контроль по решению правительства будет отменен, поставщики с высокой долей вероятности увеличат загрузку фур. То есть будет легализовано нарушение. При этом экономия стоимости перевозки может составить до 30-40%.