Ритейлу готовят еще одну систему контроля

Общественники хотят видеть закупочные цены на продукты

НОВОСТИ ДНЯ В АПК – ЗА 5 МИНУТ

Вслед за системами маркировки товаров, прослеживаемости движения алкоголя (ЕГАИС) и животноводческой продукции («Меркурий») может появиться еще одна – для контроля размера торговой наценки на продукты питания. С инициативой раскрывать закупочные цены вышли в Самарской области, на практике реализовать эту идею можно по примеру уже действующих электронных систем, считают эксперты.

Внести изменения в формат ценников и указывать на них не только цены в рознице, но и закупочные цены, а также размер наценки, предложил председатель общественной палаты Самарской области Виктор Сойфер, сообщили местные СМИ. По замыслу, нововведение позволит отслеживать ценообразование у производителей. Сделать это по ценниками в магазинах невозможно, так как наценки в торговых организациях сильно различаются.

Целесообразно также вести мониторинг происхождения товаров, особенно на рынках и мелких торговых точках, считает Сойфер. Это нужно для того, чтобы пресекать перепродажу продуктов, купленных в сетевых магазинах, по завышенным ценам.

В марте поступали сообщения о том, что в сетевых магазинах некоторые предприимчивые россияне скупали, например, сахар, а затем перепродавали его с наценкой на рынках.

Идея раскрывать на ценниках стоимость закупки товара для начала должна быть легализована на уровне региона, в законе такого требования нет, говорит директор Института социально-экономических исследований Финансового университета при правительстве РФ Алексей Зубец. При этом потребуется как-то контролировать адекватность указанной стоимости закупки, иначе все ретейлеры покажут, что работают себе в убыток, добавляет он. Есть технические возможности для ведения электронной базы и отслеживания цен. На рынке алкоголя действует система ЕГАИС, позволяющая отслеживать движение от производителя или импортера до потребителя движение каждой бутылки. Движение животноводческой продукции контролируется с помощью системы «Меркурий». Есть наконец, система маркировки продукции.

На уровне одного региона создавать такую систему вряд ли станут, считает Зубец. Но идея может найти поддержку на федеральном уровне, допускает он.

Создание такой системы потребует инвестиций, однако расходы можно возложить на конечного потребителя. С одной стороны, дополнительный рост стоимости продуктов нежелателен. Но с другой стороны на фоне общей инфляции и постоянного роста продовольственных цен увеличение стоимости продуктов еще на какие -то доли процента уже не будет так заметно. Вполне возможно, сейчас для внедрения подобных систем как раз самое благоприятное время.