Российское продовольствие вытесняет импорт

За год доля локальных брендов выросла до 83%, выяснили в NielsenIQ

Доля потребительских товаров (FMCG), произведенных в России, в общем объеме продаж сетевого ретейла за год (июль 2022 к июлю 2021-го) выросла на 4% – с 79% до 83%. Об этом свидетельствует свежее исследование NielsenIQ, сравнившее позиции брендов на 26-й неделе прошлого и этого годов. Как пояснили Agrotrend.ru в NielsenIQ, учитывалось фактическое место производства. Если бренд иностранный, но выпускается на местном заводе и это указано на упаковке, то товар относили к произведенному здесь.

На основе данных ретейл-аудита NielsenIQ Agrotrend.ru составил топ напитков и продуктов питания – лидеров по наращиванию рыночных позиций.

1.           Пиво: +10%

Напитки этой группы лидируют по темпам прироста. За год доля российского пива выросла на 10% (79% в июле 2021 года и 89% – в июле 2022-го). Отечественные пивовары и так в целом чувствовали себя неплохо на внутреннем рынке, но укрепить позиции им помог уход зарубежных брендов. В первые дни марта этого года о прекращении поставок в Россию объявили Velkopopovick Kozel, Pilsner Urquell, Gambrinus, Staropramen, Budweiser Budvar, Bernard.

2.           Алкоголь: +7%

Доля продаж российских горячительных напитков выросла на 7% год к году (46% vs 39%). Ничего удивительного в этом нет: отечественный алкоголь заполняет освободившуюся нишу. С марта об уходе из России заявили крупнейший производитель алкоголя в мире Diageo (бренды Johnnie Walker, водка Smirnoff, ликер Baileys, ром Captain Morgan, пиво Guinness и др.), компания Brown-Forman (виски Jack Daniels, водка Finlandia), компания Beam Suntory (бурбон Jim Beam).

3.           Снеки (сухари, чипсы и другие закуски): +7%

Этой продукции российского производства, как и алкоголя, на полках крупнейших сетевых магазинов стало на 7% больше (85% в 2021 году и 92% – в 2022-м). Многие товары под зарубежными брендами производятся на территории России, например, компанией PepsiCo. В середине марта она заявляла, что продолжит продажу в нашей стране таких продуктов, как картофельные чипсы и сухари. 

4.           Замороженные продукты: +5%

Здесь тоже заметный темп импортозамещения – до 99% в этом году против 94% в прошлом. То есть почти вся «заморозка» теперь производится в России. На ситуацию пока никак не повлиял недавний уход из России Hortex. По данным ЕГРЮЛ, которые приводит «Коммерсантъ», этот польский производитель замороженных овощей, фруктов и смесей продал свое российское подразделение группе «Агама».

5.           Шоколад: +3%

Российского шоколада в торговых сетях сейчас 79% (76% в 2021 году). Локальные производители укрепили позиции на фоне относительного сокращения импорта. Например, швейцарский производитель шоколада компания Lindt & Sprüngli 10 марта приостановила поставок продукции на российский рынок. А, к примеру, немецкая Alfred Ritter в конце марта заявила, что продолжит продавать свой шоколад в России. Производство внутри страны компания свернула еще в 2008 г.

6.           Сыры: +2%

До 86% нарастила свою долю сырная категория, и так доминировавшая на полке год назад с 84%. По импорту сыров серьезный удар нанесло продовольственное эмбарго, введенное Россией еще в 2014 году. Но и тот импорт, что остался, постепенно вытесняется местными товарами.

7.           Прохладительные напитки: +1%

9 из 10 бутылок газировки в магазинах страны были и остаются российскими (90% в 2021 году и 91% сейчас). Многие прохладительные напитки даже зарубежных компаний – таких, как Coca Cola или PepsiCo, делают внутри страны. Но когда производство Coca-Cola, Sprite, Fanta, Pepsi, 7Up, Mirinda в России, как и обещают, свернут, нишу заполнят локальные бренды – «Байкал», «Тархун», CoolCola, Street, Fancy, Fantola и другие. Что они уже и делают: NielsenIQ пишет, что продажи таких газировок сейчас растут двузначными темпами.

А вот доля продаж молочной продукции, произведенной в России, за год осталась на прежнем уровне – 80%, хотя в такой благоприятной рыночной среде могла бы и подрасти (как те же сыры). Впрочем, стагнация объяснима: из больших иностранных брендов с этого рынка никто не ушел.

Эксперты прогнозируют дальнейший рост рыночной силы российских производителей..

NielsenIQ измеряет продажи в сетях, а это только половина реализуемого алкоголя, указывает директор Центра исследований федерального и регионального рынков алкоголя (ЦИФРРА) Вадим Дробиз. Но и по другой, которая продается через несетевую розницу, тренд тот же, признает он. «Есть однозначный рост продаж того алкоголя, по сырью для которого мы не зависим от импорта, – сказал эксперт «Агротренду». – Примеры – водка и пиво. Так что в этом случае российское производство и далее будет нарастать».

А вот по игристым и тихим винам мы выраженно зависим от импортного сырья: своего винограда недостаточно. Но примерно лет через пять алкогольная продукция, произведенная в России, будет однозначно доминировать на рынке, считает Дробиз. Прежде всего это касается крепких напитков. Например, коньяк будет российским, а где-то через три года начнут делать российский виски, прогнозирует он.

Как объясняет директор по работе с клиентами Ipsos Comcon Ирина Васенкова, с одной стороны, происходит замещение брендов, поставки которых в Россию прекратились. С другой – было много сообщений об уходе каких-то брендов и о возможностях поставок сюда по параллельному импорту. Последний будет на руку отечественным производителям, считает эксперт: потребитель может начать сомневаться, оригинальный ли это бренд, и стоит ли приобретать продукты зарубежного производства. К тому же импортные товары заметно дороже производимых внутри страны. В пользу дальнейшего роста доли товаров российских марок может сыграть и проявляющийся сейчас «общественный патриотический тренд», заключает Васенкова.