Что будет с потреблением “молочки” в 2023 году

Потребительский интерес смещается в эконом-сегмент

Молочный союз России видит риски снижения потребления молочной продукции в стране в 2023 году. При этом спрос продолжит смещаться в эконом-сегмент. Такие оценки приводятся в материалах отраслевого объединения, с которыми ознакомился Agrotrend.ru.

В прошлом году уже снизилось потребление и вслед за этим наметилась стагнация в переработке, отмечает союз. Участники рынка осенью ждали сезонного повышения продаж, но этого не произошло. Наоборот, продажи упали на 20-30% на фоне снижения доходов населения.

“Новая реальность такова, что потребление будет сжиматься”, – оценивают риски в союзе. 

Подробности

Потребление молока и молочных продуктов на душу населения держится последние три года на уровне 240 кг при норме Минздрава 325 кг, это 70-75% от нормы.

Контекст

По данным союза, экспорт молочной продукции в 2022 году снизился до 143,1 тыс. т с 150,4 тыс. т годом ранее (в 2020 году было 111,2 тыс. т). В минувшем году сильно просел экспорт мороженого. 

Основной объем экспорта “молочки” уходит в страны ближнего зарубежья, основной потребитель – Казахстан (43,6%). Из дальнего зарубежья в числе потребителей – только Китай (2,5%) и Монголия, ранее еще немного приходилось на США. При этом экспорт в 6 раз меньше импорта.

Импорт в 2022 году сократился до 876,9 тыс. т с 992 тыс. т годом ранее и 1028,8 тыс. т в 2020 году. Больше всего ввозится сыра – 257,7 тыс. т в минувшем году. 

Снижение ввоза идет практически по всем видам (кроме сыворотки),а разрыв между импортом и экспортом от года к году сокращается. Более 90% молочного импорта приходит из Белоруссии, при этом весь импортный творог 100% – белорусский. Остальные страны большой погоды не делают.

Выводы

  • Спрос на молочную продукцию будет смещаться к бюджетным категориям, и по-прежнему основными рыночными регуляторами остаются доходы населения и инфляционный рост цен, отмечают эксперты Молочного союза России.
  • На потребление влияет адресная финансовая помощь населению. Когда поступают государственные выплаты, можно увидеть рост продаж.
  • Сокращение расходов на молочную продукцию может вызвать отток в сегмент “заменителей”: многие потребители будут искать молочную полку эконом-варианта. А на ней частый сосед “молочки” – продукция с заменителями молочного жира.
  • Заметна тенденция роста интереса потребителей к собственным торговым маркам (СТМ) сетей, здесь молочная продукция стоит на первом месте. 
  • Пути решения многих системных проблем в сфере производства молока союз видит в развитии сельских территорий, совершенствовании системы отраслевого страхования, а также в научно-технологическом импортозамещении.