Россия закупит суда для экспорта на 150 млрд рублей

Треть из них могут приобрести в ближайшие два года

Правительство может просубсидировать покупку дополнительных 85 судов для внешнеторговых операций, такие планы сейчас обсуждаются, пишет “Коммерсантъ”. 

Большинство из планируемых к покупке судов – балкеры. Ожидается, что банки выделят на эти цели более 150 млрд руб., из которых правительство субсидирует порядка 70 млрд руб. до 2034 года, в том числе 24 млрд руб. в ближайшие два года. 

Обсуждается приобретение судов разных типов и размеров, как подержанных, так и строящихся, прежде всего 60 балкеров. Правда, включая 12 судов Capesize, то есть которые по своим габаритам не могут пройти через Панамский и Суэцкий каналы. Также на субсидирование претендуют до девяти контейнеровозов и семь многоцелевых судов. 

Подробности

В транспортных компаниях FESCO и группа “Дело” изданию сообщили, что поддерживают меры по субсидированию покупки судов и заинтересованы в их приобретении на условиях льготной кредитной ставки. 

Балкеры востребованы поставщиками угля и зерна, отмечают эксперты издания.

Контекст

Российские экспортеры зерна сталкиваются с дефицитом судов, говорила в январе в интервью Agrotrend.ru заместитель гендиректора “Объединенной зерновой компании” (ОЗК) Ксения Боломатова. 

Минсельхоз, Минпромторг, Объединенная судостроительная корпорации (ОСК), “Росагролизинг”, ОЗК и другие крупнейшие российские экспортеры зерна разрабатывают программы строительства судов, а также меры господдержки создания флота. По словам Боломатовой, одной только ОЗК требуется примерно 19 судов дедвейтом 40-60 тыс. т. Потребность всей отрасли значительно выше. На первом этапе ОЗК планирует до 2025 года приобрести 5 сухогрузов на международном вторичном рынке и заказать строительство 14 балкеров на отечественных верфях. 

При этом ОСК – крупнейшая судостроительная компания России, столкнулась с нехваткой средств для достройки рыбопромысловых судов

Выводы

Расширение транспортного флота для экспорта позволит расширить экспорт зерна и обеспечить более ритмичные поставки в течение года. Последнее позволит защитить аграриев от резкого падения цен при высоких сборах зерна. Так, в начале сельхозсезона 2022 года, когда на фоне рекордного урожая в первое время отгрузки зерна шли медленнее, чем обычно, ускорилось падение цен на зерно.