Россия может удвоить экспорт говядины

Так аналитики оценили потенциал на ближайшие годы

Россия может нарастить экспорт говядины более чем в два раза в ближайшие годы – как минимум до 75-80 тыс. т, говорится в аналитическом обзоре центра “Агроэкспорт”.

По его данным, за последние годы российский экспорт говядины вырос в 6,4 раза в натуральном выражении и в 12,6 раз в стоимостном, а именно с 5,4 тыс. т ($18,5 млн) в 2017 году до 34,6 тыс. т ($234 млн) в 2022 году. Столь высокие темпы роста объясняются открытием китайского рынка для поставок говядины из России.  

“При сохранении положительных тенденций динамики мирового импорта, а также при обеспечении необходимого роста внутреннего производства, российский экспорт говядины может превысить 75–80 тыс. т ($450–480 млн)”, – говорится в обзоре.

Ключевыми направлениями для российского экспорта говядины будут оставаться Китай и Саудовская Аравия, на которые уже приходится более 76% российских поставок в стоимостном выражении. 

Перспективными направлениями для экспорта говядины из России являются и другие рынки стран Персидского залива. Они становятся одним из важных стратегических направлений развития российского экспорта, а также страны СНГ, отмечают в “Агроэкспорте”.

Для налаживания поставок надо соблюсти ряд условий. Например, мясо и мясная продукция, поступающая на рынок Саудовской Аравии, должна быть сертифицирована и сопровождаться сертификатом “Халяль”. Для обеспечения такой сертификации в России уже ведется работа.

Подробности

В структуре глобального производства мяса говядина находится на третьем месте после свинины и мяса птицы. В 2022 году мировое потребление говядины превысило 57 млн тонн, при этом в целом ряде стран, таких как ОАЭ, Оман или Катар, почти все потребляемое мясо КРС импортируется.

Выводы

  • По мнению исполнительного директора аналитической компании “Ринкон Менеджмент” Константина Корнеева, российские компании могут поставлять не только текущий ассортимент, но и производить “кастомизированные продукты”, начиная от отрубов определенного качества для HoReCa и заканчивая ассортиментом специализированных полуфабрикатов — для авиакомпаний, организованных коллективов, компаний фуд-сервиса и т.д. Но для этого нужно активнее рассказывать о своих возможностях, отмечает эксперт.
  • Кроме того, расширение экспортных возможностей России связано с правильным управлением шлейфом молочного стада. Правильное доращивание и откорм бычков молочных пород и последующая качественная переработка может стать хорошим дополнительным бизнесом для российских компаний, в том числе и с целью продажи на зарубежные рынки. 
  • Если же говорить о продвижении, то на взгляд Корнеева, экспортный потенциал российской говядины может быть раскрыт через популяризацию русской кухни, в первую очередь в платежеспособных дружественных странах. Здесь особенно перспективны страны Персидского залива.

Контекст

Внутреннее потребление говядины сокращается, начиная с 2019 г. В 2022 г. этот тренд сохранился, отмечают аналитики “Агроэкспорта”. Это было связано также с тем, что немалая часть потребления говядины приходится на гостинично-ресторанный сектор, негативное влияние на объемы потребления данного вида мяса оказали ковидные ограничения, вследствие которых сектор HoReCa, фактически, простаивал.

По данным Национального рейтингового агентства (НРА), за последние пять лет потребление говядины в России сократилось на 1 кг – до 9 кг на человека в год в связи с тем, что она подорожала сильнее других видов мяса. И этот показатель продолжит снижаться.