Емкость рынка овощей в России составляет 20,5 млн т, что предполагает рост на 35% к уровню 2022 года. Но на фоне “замершего” роста потребление овощей владельцы теплиц продолжат дифференцировать бизнес, говорится в материалах ГК “Интерагро”, которые есть в распоряжении Agrotrend.ru.
“С учетом текущей динамики потребления овощей и рекомендованных норм потребления потенциальная емкость рынка овощей в России составляет 20,5 млн т”, – подсчитали аналитики.
Несмотря на сложности, связанные с нарушением отлаженных цепочек поставок оборудования и ростом себестоимости производства, в 2022 году в секторе овощеводства защищенного грунта продолжился рост производственных мощностей. По оценке ИКАР, они увеличились как минимум на 2,8 млн кв. м. новых высокотехнологичных теплиц, до 41 млн кв м. Ключевую роль в этом процессе сыграли крупнейшие компании – ГК РОСТ и АПХ «ЭКО-культура». Активнее всего площади росли в Центральном, Приволжском и Северо-Кавказском округах. Ввод новых тепли был простимулирован субсидированием.
В 2023 году больше всего запусков новых тепличных проектов ожидается в Европейской части России. Одновременно с этим из производственной цепочки выбывают технологически устаревшие теплицы, некоторые из них перепрофилируются под выращивание рассады и сезонных цветов.
Подробности
В 2022 году сбор овощей защищенного грунта достиг рекордных 1,602 млн т (+5,6%). Производство тепличных огурцов увеличилось на 5,3%, до 885,7 тыс. т, томатов – на 6%, до 668,4 тыс. т. Также выращено 48,5 тыс. т. зелени, баклажанов и перца.
За последние 10 лет потребление увеличивалось медленными темпами – на уровне 0,2% в год на фоне медленного роста доходов населения. По оценке “Интерагро”, по итогам 2022 года потребление овощей на душу населения могло снизиться на 5%, до 99 кг в год. В предыдущем году среднедушевое потребление составляло 104 кг, что на 35% меньше, чем рекомендовано Минздравом.
Выводы
Контекст
Насыщение рынка за счет внутреннего производства приводят к потере его инвестпривлекательности. Многие производители принимают решения о дифференциации или перепрофилировании бизнеса. Например, ГК Горкунов, входящая в пятерку крупнейших производителей России, перепрофилировала два тепличных комплекса под выращивание цветов. Один из комплексов Крайнего Севера в экспериментальном режиме запустивший линию под выращивание клубники (без увеличения мощностей производства). Подобных примеров на рынке становится все больше.
Представляем самое популярное за апрель
Объём переработки подсолнечника продолжает расти, Колумбия ограничила поставки американской говядины из-за птичьего гриппа у коров,…
Первые два завода могут открыться в 2025 году
Перерабатывающие мощности могут увеличиться на 1,5 млн тонн
Птичий грипп у коров стал влиять на торговлю