Рынок овощей может вырасти еще на треть

В 2023 году их потребление может восстановиться

Емкость рынка овощей в России составляет 20,5 млн т, что предполагает рост на 35% к уровню 2022 года. Но на фоне “замершего” роста потребление овощей владельцы теплиц продолжат дифференцировать бизнес, говорится в материалах ГК “Интерагро”, которые есть в распоряжении Agrotrend.ru.

“С учетом текущей динамики потребления овощей и рекомендованных норм потребления потенциальная емкость рынка овощей в России составляет 20,5 млн т”, – подсчитали аналитики. 

Несмотря на сложности, связанные с нарушением отлаженных цепочек поставок оборудования и ростом себестоимости производства, в 2022 году в секторе овощеводства защищенного грунта продолжился рост производственных мощностей. По оценке ИКАР, они увеличились как минимум на 2,8 млн кв. м. новых высокотехнологичных теплиц, до 41 млн кв м. Ключевую роль в этом процессе сыграли крупнейшие компании – ГК РОСТ и АПХ «ЭКО-культура». Активнее всего площади росли в Центральном, Приволжском и Северо-Кавказском округах. Ввод новых тепли был простимулирован субсидированием. 

В 2023 году больше всего запусков новых тепличных проектов ожидается в Европейской части России. Одновременно с этим из производственной цепочки выбывают технологически устаревшие теплицы, некоторые из них перепрофилируются под выращивание рассады и сезонных цветов. 

Подробности

В 2022 году сбор овощей защищенного грунта достиг рекордных 1,602 млн т (+5,6%). Производство тепличных огурцов увеличилось на 5,3%, до 885,7 тыс. т, томатов – на 6%, до 668,4 тыс. т. Также выращено 48,5 тыс. т. зелени, баклажанов и перца.

За последние 10 лет потребление увеличивалось медленными темпами – на уровне 0,2% в год на фоне медленного роста доходов населения. По оценке “Интерагро”, по итогам 2022 года потребление овощей на душу населения могло снизиться на 5%, до 99 кг в год. В предыдущем году среднедушевое потребление составляло 104 кг, что на 35% меньше, чем рекомендовано Минздравом. 

Выводы

  • Расширение ассортимента, наращивание экспорта и рост операционной эффективности бизнеса — сегодня основные стратегические приоритеты производителей овощей защищенного грунта, считают аналитики.
  • По расчетам “Интерагро”, на фоне прогнозируемого восстановления роста реальных располагаемых доходов населения можно ожидать в 2023-2024 годах восстановления потребления овощей до 104 кг на человека в год.
  • По мнению экспертов “Интерагро”, наиболее эффективным способом увеличения несколько просевшего внутреннего спроса на овощи защищенного грунта остается повышение качества предпродажной подготовки и правильной упаковки тепличной продукции.
  • При этом потребители все больше включают в рацион новые салаты, брюссельскую капусту, брокколи, что тоже отражается на производстве. 
  • Ожидается рост потребления органических овощей: объем внутреннего рынка к 2030 году может достигнуть 150 млрд руб., а среднегодовой уровень потребления – 1 тыс. руб. на человека. Органическое, “зеленое” производство может стать одним из драйверов развития агроэкспорта. Экспортный потенциал оценивается в 3,7 млрд руб. В числе перспективных рынков – Саудовская Аравия и Китай. Спрос на овощную продукцию в мире увеличивается, как и цены на нее.

Контекст

Насыщение рынка за счет внутреннего производства приводят к потере его инвестпривлекательности. Многие производители принимают решения о дифференциации или перепрофилировании бизнеса. Например, ГК Горкунов, входящая в пятерку крупнейших производителей России, перепрофилировала два тепличных комплекса под выращивание цветов. Один из комплексов Крайнего Севера в экспериментальном режиме запустивший линию под выращивание клубники (без увеличения мощностей производства). Подобных примеров на рынке становится все больше.