Треть россиян против продуктового эмбарго

«За» – те, кто считает нашу еду лучше импортной. Большинство – люди за 60

 

31% россиян не нравятся ограничения на ввоз импортных продуктов, агротоваров и сырья, введенные в 2014 году в ответ на секторальные санкции Запада против нашей страны, выяснил ВЦИОМ в ходе телефонного опроса «Эмбарго: 9 лет спустя». Всего опросили 1600 человек. Вместе с тем, поддерживающих ограничения по-прежнему большинство – 59%.

Что интересно

Если обобщить выводы аналитиков ВЦИОМ, то портреты сторонников и противников продэмбарго можно описать так.

  • ЗА: это человек от средних лет до пенсионного возраста – 35…60+, без высшего образования (со средним или средним специальным), неплохим материальным положением, часто – житель сельской местности. Последние – ядерный электорат контрсанкций: поддержка – 67%.
  • ПРОТИВ: жители Москвы и Санкт-Петербурга, молодые люди  18-24 лет, иногда – с плохим материальным положением.
  • По вопросу качества отечественных и импортных продуктов общество разделено – видимо, в силу субъективности понимания того, что такое «качество». 39% уверены, что наше продовольствие лучше зарубежного, 15% – за импорт, 34% находят качество тех и других продуктов равнозначным.
  • Больше всего качество российских продуктов устраивает тех, кому за 60, то есть нетребовательное советское поколение: 52% россиян этого возраста. С ними не согласна молодежь – так думают лишь 20% 18-24-летних.
  • Среди социальных страт отечественного производителя на 46-50% поддерживают респонденты без высшего образования, проживающие на селе или в городах с менее чем 100 тыс. жителей, плюс люди с хорошим материальным положением.

Контекст

  • В год введения продэмбарго (2014) российская еда, по данным того же ВЦИОМ, нравилась россиянам больше – «за» были 64%. А вот в 2015-м, когда ей заполнились прилавки вместо импорта, ее посчитало лучшей уже меньшинство – 42%. Очевидно, люди сделали такой вывод, сравнив качество продуктов и соотношение «цена/качество».
  • У государственного ВЦИОМ более политкорректное объяснение: «Это [в 2015 году] снижение — следствие не разочарования потребителя, а своего рода нормализация показателя на фоне высокой общественной поддержки отечественного производителя сразу после введения санкций».
  • Сейчас, отмечают авторы опроса, соотношение сторонников, противников контрсанкций и «нейтралов» примерно то же, что в 2015 году. Принципиально общественных консенсус относительно тех мер за восемь лет почти не поменялся.

Вывод

Оценка российских продуктов и поддержка контрсанкций связаны между собой. Как пишет ВЦИОМ, их сторонники вдвое чаще называют нашу еду высококачественной, чем противники – 48% vs. 27%.