Новости

Как россияне выбирают продукты

Покупатели продуктов питания во многих случаях движутся в тех же направлениях, что и потребители в целом, однако есть ряд нюансов, касающихся непосредственно выбора продовольственных товаров. В данной статье перечислены критерии их выбора россиянами. Представленные данные были получены в ходе всероссийского исследования, проведенного с помощью онлайн-панели Тет-о-Твет.

Где россияне покупают продукты

Самым популярным местом покупки продовольственных товаров для абсолютного большинства россиян (80%) являются небольшие супермаркеты «шаговой доступности». Около половины участников исследования назвали также гипермаркеты, ключевое преимущество которых состоит в широте ассортимента и возможности купить практически всё необходимое в одном магазине.

Важное отличие российских потребителей продуктов – сохраняющаяся привычка выбирать «вживую» в офлайн-магазинах. Несмотря на то, что в пандемию популярность онлайн-покупок продовольствия была максимально высокой, по ее окончании все вернулось «на круги своя». В настоящее время по интернету продукты приобретают 12% опрошенных.

Стоимость — превыше всего

Определяющий фактор выбора продуктов питания — их цена. 82% россиян при покупке продовольствия ориентируются в первую очередь на нее. Чаще это люди среднего и старшего возраста. Влияют на выбор потребителей и действующие акции, скидки – на них обращают внимание 88% жителей нашей страны.

Информация на упаковке: читают или нет?

Подавляющее большинство россиян (89%), выбирая продовольственные товары, обращают внимание на информацию, указанную на упаковке. Лишь 9% признаются, что полностью пренебрегают ей. Среди тех, кто «не читает упаковку», больше мужчин, представителей рабочих специальностей.

Покупателей, уделяющих внимание информации на упаковке, в первую очередь интересуют дата производства и срок годности. Далее они обращают внимание на состав продукта и его вес (объем).

Около половины россиян (46%) смотрят на маркировку «био», «эко» или «органик» на упаковках продовольственных товаров, но не придают ей особого значения. Равная доля жителей России считает, что продукты с такой маркировкой по качеству ничем не отличаются от товаров без нее.

Лишь 29% опрошенных полагают, что промаркированные подобным образом продукты имеют преимущества. А 37% вообще не обращают внимания на такую маркировку. Преимущественно это мужчины, люди среднего возраста с низким уровнем достатка.

Покупка продуктов с истекающим сроком годности

В свете растущей популярности ESG-повестки актуальность приобретает вопрос о судьбе продуктов с истекающим сроком годности. Согласно результатам нашего исследования, на данный момент россияне не склонны покупать подобные продукты, даже если те будут предлагаться по сниженной цене: более 40% опрошенных обратят внимание на них только при отсутствии товаров с «нормальным» сроком годности, а 28% не станут покупать еду с истекающим сроком годности ни в коем случае.

Вкус или польза?

Несмотря на растущую популярность ЗОЖ, в том числе и в нашей стране, при выборе продуктов питания более половины россиян (59%) предпочтут вкусную еду, а не полезную. На вкус ориентируются в основном люди среднего возраста, не имеющие высшего образования. Россияне предпенсионного и пенсионного возраста скорее отдадут приоритет полезным продуктам – здесь наблюдается корреляция с заботой о здоровье в целом, которая более выражена у представителей старших поколений. 

Готовность переплачивать за «экологически чистые» продукты и продукты животноводческих хозяйств с гуманными условиями содержания животных

53% россиян не готовы платить ощутимо больше  – на 20–30% –  за продукты, при производстве которых не использовались пестициды или стимуляторы роста растений. Готовы переплачивать за «экологическую чистоту» 36% участников нашего исследования: в их числе выше доля хорошо обеспеченных людей среднего возраста.

Более половины россиян в общих чертах знают об условиях содержания птицы и животных на птицефабриках и в животноводческих хозяйствах (по их собственной оценке), и считают эти условия гуманными. При этом ровно 50% опрошенных готовы платить больше за продукцию ферм и животноводческих хозяйств, где с птицей и животными гарантированно обращаются гуманно.  35% не готовы покупать такие продукты по более высоким ценам. Еще для 11% стоимость продуктов не имеет особого значения, а 4% затруднились ответить на данный вопрос или вообще не покупают продукты животного происхождения.

В качестве бонуса: оценка россиянами своего рациона питания

В целом более половины россиян (58%) удовлетворены как качеством собственного питания, так и количеством потребляемых продуктов. 22% оценивают свое питание как достаточное по количеству потребляемых продуктов, но низкое по качеству. Чаще подобным образом о своем рационе отзываются квалифицированные специалисты и люди с уровнем материального достатка ниже среднего. Представители молодежи, по их собственному мнению, часто недоедают, но зато едят качественную пищу – конечно, такую оценку можно назвать спорной, особенно учитывая склонность тинейджеров и студентов к перекусам на бегу. Среди людей с низким уровнем достатка ожидаемо самая большая доля тех, кто и недоедает, и считает собственный рацион питания плохим по качеству (21% против 6% в среднем по стране).

Обобщая, можно сказать следующее: при выборе продуктов играет роль не только их стоимость, но и готовность потребителей соблюдать правила здорового питания. Ведь «самое вкусное» далеко не всегда означает «самое полезное». В перспективе запрос российского общества на более экологичные и полезные продукты будет расти. Производителям нужно быть готовыми к этому. На данном же этапе компаниям рекомендуется искать компромисс между более высоким качеством (экологической чистотой) продовольственных товаров, приемлемой для потребителя ценой и вкусовыми характеристиками.

Автор –  Гузелия Имаева, генеральный директор Аналитического центра НАФИ.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
Источник фото – nafi.ru

Recent Posts

Экспорт кукурузы к 2030 году может превысить 8,7 млн т.

Тенденции и перспективы российского кукурузного экспорта, вегетарианские продукты будут получать специальный сертификат, Росрыболовство предупредило о…

11 часов назад

Экспорт кукурузы 2024: промежуточные итоги и перспективы

К 2030 году поставки могут вырасти почти на 20%

11 часов назад

Производство красной икры может сократиться вдвое

Ограничение экспорта пока не обсуждается

14 часов назад

В России начнут сертифицировать вегетарианские продукты

Проверки производителей уже стартовали

18 часов назад

Российский экспорт масличных снизился на треть

Экспорт масличных культур сокращается при росте поставок продуктов переработки, агрохолдинг «Степь» наращивает объем производства молока,…

1 день назад

Российская пшеница устремилась во Вьетнам

В августе объём поставок превысил показатель за весь 2023 год

1 день назад