Мировые игроки ищут пути разрешения зернового кризиса

Главная проблема — возможность эскалации в Чёрном море

«Коммерсантъ» разобрал новые решения по вывозу зерна и взял комментарии у экспертов рынка. Рассказываем главное.

Суть

  • События на мировом рынке зерна заставили страны искать альтернативные пути для транспортировки. 
  • Особенно активна Турция. Анкара стремится вернуться к зерновой сделке после того, как Россия из неё вышла
  • 20 августа 2023 года в Будапешт съехалось много государственных деятелей.
  • По информации западных СМИ, президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган, эмир Катара Тамим бен Хамад Аль Тани и глава Татарстана Рустам Минниханов со стороны РФ, обсудят в Венгрии детали зерновой сделки 2.0. 
  • Учредителем новой инициативы будет Турция, финансировать поставки станет Катар, поставляться будет зерно российского происхождения, основные адресаты — бедные африканские страны. Роль Украины в инициативе пока не ясна, сообщают источники Bild.
  • По словам директора аналитического центра «СовЭкон», Андрея Сизова, перспективы сделки пока неясны. Однако, она хорошо скажется на имидже стран — участниц.
  • Россия не намерена поставлять всё зерно бесплатно, речь идёт о 300 тыс. тонн для Африканских стран. 

Контекст

  • Анкара также не оставляет попыток вернуться к прежним договоренностям о вывозе зерна из Украины по Чёрному морю. По данным Bild, Турция предлагает действовать под эгидой ООН.
  • Параллельно западные страны ищут альтернативные маршруты для вывоза украинского зерна.
  • Прорабатываются маршруты по реке Дунай и Чёрному морю через ближайшие румынские порты.
  • По данным бывшего замминистра экономики Украины Александра Грибана, Киев активно ведет обсуждения с мировыми страховыми компаниями о возможности страхования судов, перевозящих зерно через Чёрное море. 
  • Схему страхования могут внедрить в сентябре, в ней может быть задействовано до 30 судов.
  • Целью такой инициативы является создание безопасного коридора для экспорта зерна, сообщает Financial Times.
  • Объёмы транзита через Румынию планируется увеличить с 2 млн тонн до 4 млн тонн.
  • Часть европейских стран запретили ввоз украинского зерна до 15 сентября 2023 года.

Вывод

  • Сухопутные поставки и поставки через Дунай в Румынию могли бы покрывать потребности по экспорту украинского зерна. Главная проблема сейчас — блокирование экспорта и запрет поставок в части стран Евросоюза, отметил глава «СовЭкона» Андрей Сизов в публикации “Ъ”.
  • Ещё одна проблема, по мнению эксперта, это эскалации в Чёрном море. Атаки недалеко от Новороссийска и на Крымский мост могут создать серьёзные сложности для вывоза российского зерна. Керченский канал обеспечивает 30% экспорта.

Источник фото: pixabay.com