В РЖД сообщили, что по новому мосту через реку Амур впервые отправился контейнерный поезд из России. Вице-премьер Виктория Абрамченко анонсировала постройку минимум двух новых железных дорог в Китай.
СУТЬ
- Мост через Амур был открыт год назад. В основном на экспорт везли уголь и руду.
- Контейнерные перевозки стартовали летом 2023 года. Это были поставки из Китая в Россию.
- Теперь контейнеры отправились и в другую сторону. Первым стал состав из 62 крупнотоннажных 40-футовых контейнеров с сельхозпродукцией, который отправили со станции Белгород.
- В ходе рабочего визита в Монголию Виктория Абрамченко заявила, что из России в Китай будут протянуты две новые железные дороги.
Первая будет иметь две ветки:
- От Нижневартовска до Белого Яра в Томской области.
- От Таштагола в Кемеровской области до Урумчи в Китае.
Вторая пройдет через Республику Тыва в Монголию. Там магистраль тоже разделится на две ветки: одна в китайский Эрлянь, другая в Урумчи.
- Обоснование инвестиций в эти проекты Минтрансу, минэкономразвития и РЖД поручено подготовить к 2024-2025 гг.
КОНТЕКСТ
- В сентябре 2023 года РЖД перевезли по своим сетям 2,9 млн тонн, это на 30% больше, чем в аналогичный период прошлого года.
- За первые 9 месяцев года погрузка зерновых составила 23,2 млн тонн (на 42,8% больше, чем годом ранее).
Топ-4 регионов-экспортёров:
- Курская область.
- Саратовская область.
- Волгоградская область.
- Липецкая область.
В августе Мишустин подписал постановление, которое расширяет возможности по льготной транспортировке сельхозпродукции ж/д транспортом.
- Государство начало субсидировать железнодорожные перевозки сельхозпродукции в 2019 году.
- В 2023 году на эти цели было выделено 6,3 млрд рублей.
- С начала 2023 года поставки зерновой продукции в Китай увеличились в 3 раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
- О создании целого ряда новых транспортных коридоров говорил также Владимир Путин в ходе международного форума «Один пояс, один путь».
- Китай входит в топ-5 импортёров российских зерновых. Основные культуры: соевые бобы, горох, кукуруза, семена льна, рапс, ячмень, овёс.
ВЫВОД
- Поставки сельхозпродукции по железной дороге растут. Государство считает эти экспортные маршруты перспективными.
- Новые магистрали представляют собой очень масштабный и дорогостоящий проект. Для его реализации необходимо иметь долгосрочные контракты на экспорт.
- Проект будет выгодным, если структура поставок будет смещена с угля на более высокомаржинальные товары, например зерно. Об этом, в частности, говорит научный руководитель Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Михаил Блинкин. Его слова приводит «Российская газета».
- В контексте строительства новых ж/д путей в Китай эксперт также упоминает крупнейший контракт на поставки зерна из России в Китай, который был подписан на прошлой неделе.