Старший вице-президент ГК «Дело» Денис Илатовский рассказал «РИА Новости» о ситуации с экспортом через порты. Госдума дала добро на размещение в морских портах спецхранилищ для удобрений.
СУТЬ
- В 2023 году объём перевалки удобрений в российских портах составит 35,8 млн тонн. Это на 10% больше, чем в прошлом году.
- Ожидается, что через Балтийский бассейн по итогам года вывезут 28 млн тонн продукции (на 74% больше, чем в прошлом году).
- Через Азово-Черноморский бассейн — около 4 млн тонн (рост на 31% к прошлому году).
- Через балтийские терминалы Global Ports (входит в ГК «Дело») с января по сентябрь 2023 года было отправлено в 2,8 раза больше удобрений к аналогичному периоду прошлого года.
- Специализированные терминалы для перевалки аммиака, метанола, аммиачной селитры могут разрешить создавать в границах водоохранных зон на территориях морских портов.
- Соответствующий законопроект кабмина (№ 433783-8) 7 декабря был принят Госдумой.
- Перечень портов утвердит Правительство.
КОНТЕКСТ
- За первые 10 месяцев 2023 года в России произвели 21,3 млн тонн минеральных удобрений. Это на 8,6% больше, чем за аналогичный период прошлого года.
- В октябре было выпущено 2,4 млн тонн (на 32,4% больше, чем в октябре 2022 года).
- В ближайшие 5 лет объем выпуска минеральных удобрений в России может увеличиться до 70 млн тонн. Условие — сохранение объема экспорта. Об этом ранее говорил исполнительный директор Российской ассоциации производителей удобрений Максим Кузнецов.
- Россия — крупнейший экспортёр минеральных удобрений. Продукция российских компаний составляет около 15% от годового потребления в мире.
- Сейчас российская продукция попадает на мировые рынки напрямую от производителей или через европейских трейдеров.
- Объем экспортных поставок минудобрений за 7 месяцев 2023 года вырос на 12,9% по отношению к январю-июлю 2022 года.
- Продажи в стоимостном выражении за этот же период уменьшились в долларах США на 44,9% и в российских рублях на 42,4% к прошлому году.
ВЫВОД
- По словам Дениса Илатовского, причины роста перевалки через портовую инфраструктуру — переориентация экспортёров на ж/д пути и порты, а также рост производства удобрений.
- Власти меняют законодательство для наращивания перевалки опасных жидких, сухих и неопасных сухих минеральных удобрений, аммиака и метанола через порты. Причина — потеря доступа к соответствующей портовой инфраструктуре за рубежом.