В России покупают все меньше продуктов из «набора апокалипсиса»

В октябре ритейл продал на 30% меньше гречки, манки и геркулеса. Люди доедают весенние запасы, и у них снижается доход

НОВОСТИ ДНЯ В АПК – ЗА 5 МИНУТ

Российские потребители в прошлом месяце не только не стали покупать больше так называемых продуктов «карантинного набора» (гречка, манка, геркулес), но даже на 28-30% сократили их приобретение по сравнению с сентябрем. Об этом говорят данные, собранные оператором фискальных данных «Такском», на который сегодня ссылаются «Известия». «Такском» подключен к кассам магазинов. Сервис подсчитал объем основных купленных в стране продуктов с 1 по 28 октября.

  • Год к году изменение спроса на товары «карантинного набора» меньше, чем к сентябрю, но снижение тоже есть: покупок за октябрь-2020 стало на 10%-20% меньше vs октябрь-2019. При этом гречка подорожала на 21% год к году, геркулес – на 13%, манка – на 18%.
  • Продажи риса, макарон и соли сейчас на 3-5% ниже, чем год назад. Консервов россияне купили на 6% меньше, тушенки – на 2%. При этом на 1% приобрели больше сахара.
  • Цены на базовые продукты в октябре демонстрировали разнонаправленную динамику в сравнении с сентябрем. Манка подешевела на 13% (до 63 руб. за упаковку), гречка и геркулес – на 1% (до 62 руб. и 48 руб.), рис – на 2% до 82 руб., тушенка – на 2% до 126 руб. Подорожали макароны – на 2%,теперь стоят 51 руб., сахар – на 4% (до 41 руб.), соль – на 8% (до 37 руб.) и консервы, ставшие дешевле на 10% (125 руб.).
  • По отношению к прошлому октябрю продажи риса, по данным «Такском», снизились на 10%. При этом его средняя цена теперь на 7% выше. Спрос на макароны упал на 15% (цена сейчас – выше на 8%). Спрос на сахар спрос упал на 23% октябрь к октябрю, а сам продукт подешевел на 8%. Соль стала на 11%, но ее стали покупать на 19% меньше. Консервов приобретали на 14% меньше, тушенки – на 25%.
  • Население все еще потребляет запасы, накопленные в первую волну пандемии, думают в Минпроторге. Поэтому и отмечается снижение спроса даже по отношению к докризисным значениям, объяснил «Известиям» замглавы ведомства Виктор Евтухов.
  • На продажи оказало влияние и снижение трафика в торговых центрах. Например, в Москве оно в конце сентября достигало 20% по отношению к прошлом году, говорит Евтухов. В министерстве не видят новых причин для нового ажиотажного спроса на продукты, сравнимого с весенним.
  • Россияне снижают затраты на еду ради экономии, пишет Deloitte. Большая часть населения считает правильным в среднем на 6% снизить расходы на еду. А по данным Ассоциации компаний розничной торговли, потребительские расходы в октябре упали на 4,8%, причем их падение ускоряется.
  • Мнение, что люди до сих пор потребляют весенние запасы, поддерживает и президент Ассоциации экспертов рынка ритейла Андрей Карпов. Ведь тогда многие закупили именно те товары, на которые упал спрос сейчас, замечает он. Еще одна причина – более рациональное потребление, связанное с отсутствием позитивных изменений реальных доходов россиян.

В конце октября россияне начали опять закупать продукты впрок, но не так интенсивно, как в первую волну ковида.