В Азии падает спрос на подсолнечное масло

Черноморские экспортёры вынуждены искать альтернативные рынки

СУТЬ

  • Сайт Agricensus рассказал о снижении спроса в Азии на подсолнечное масло из России и Украины. Причина — высокие запасы в Китае, рост расходов на логистику в Черном море.
  • Сообщается, что китайские покупатели не проявляют активности уже более месяца, поскольку запасы подсолнечного масла в стране, хотя и снижаются по неделям, остаются высокими по сравнению с предыдущим сезоном и, по оценкам китайских источников, составляют 340 000 тонн на конец января 2024 года.
  • Индия увеличила закупки подсолнечного масла в Аргентине, пытаясь минимизировать риски перебоев с поставками, связанные с закупками черноморского подсолнечного масла. 
  • По данным индийского агентства SEA, в период с 1 ноября 2023 года по 31 января 2024 года Индия закупила 119 432 тонн аргентинского подсолнечного масла (+70% год к году).
  • Несмотря на то, что аргентинское масло уступает по качеству и количеству черноморскому, индийские импортёры сейчас предпочитают его. Причины — опасения по поводу возможных задержек в логистике и увеличения расходов и более низкая стоимость фрахта.
  • Стоимость фрахта из Аргентины в Индию в среднем на 20% ниже, чем из Черноморского региона и, по оценкам различных источников, составляет $83-90 CIF.
  • В то же время стоимость фрахта подсолнечного масла из Черноморского региона в Индию варьируется в пределах $100-120 CIF, по различным рыночным оценкам.

КОНТЕКСТ

  • Индия и Китай — крупнейшие покупатели российского подсолнечного масла. В прошлом сезоне поставки в эти страны выросли кратно.
В Азии падает спрос на подсолнечное масло
  • В Институте конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР) ранее прогнозировали, что производство подсолнечника в 2023 году может быть повышено с 16,7 млн тонн до 17,5 млн тонн.
  • Вместе с урожаем растёт и переработка. ИКАР отмечает запуск большого количества новых маслоэкстракционных предприятий.
  • Объемы переработки подсолнечника, сои и рапса за 5 лет выросли на 30%, 20% и 130% соответственно. В текущем сезоне рекорды снова будут побиты.
  • На фоне высокой рентабельности и спроса на масличные аграрии увеличивают посевные под масличными культурами.

ВЫВОДЫ

  • Сокращение продаж черноморского подсолнечного масла в страны Азии привело к увеличению поставок украинского и российского подсолнечного масла в Турцию (для обоих производителей), и в страны ЕС (для украинских поставщиков).
  • Высокие предложения из обеих стран усиливают конкуренцию на турецком рынке и оказывают еще большее давление на цены.
  • В то же время турецкий спрос не в состоянии поглотить все предлагаемые объемы, учитывая, что февраль почти полностью покрыт, а март — более чем наполовину.
  • Европейский спрос также ограничен в ожидании снижения цен.
  • Падение спроса в крупнейших странах-импортёрах — тревожный звонок для российского экспорта.