Перевалка в морских портах в 2023 году выросла на 5%

Драйверы — отгрузки зерна, удобрений, нефти, грузов в контейнерах

СУТЬ

  • В 2023 году перевалка в морских портах России достигла 884 млн тонн (+5% год к году). Об этом сообщает телеграм-канал Центра экономического прогнозирования ГПБ (ЦЭП Talks).
  • К 2030 году мощности могут вырасти до 1,5 млрд тонн (+16% к текущему уровню).
  • Росморпорт оценивает инвестиции в развитие портов до 2030 года в 400 млрд руб. Ожидается, что 25% из них поступят из бюджета, а 75% — от частных инвесторов.

КОНТЕКСТ

  • По оценкам РЖД, на экспорт по железной дороге в 2023 году отправили 23,6 млн тонн зерна. Это почти вдвое больше, чем годом ранее.
  • Из них 14,6 млн тонн ушло в направлении припортовых станций (в 1,9 раза больше, чем в 2022 году).
  • Ранее в РЖД сообщали, что в припортовые станции Юга в 2023 году было отправлено в 1,8 раз больше зерна, чем в 2022 году. Перевозки в порты Северо-Запада выросли в 9 раз год к году, в порты Дальнего Востока — в 5,4 раза.
  • Перевозка удобрений в порты по железной дороге достигла 24,9 млн тонн (рост на 10,3%).
  • Старший вице-президент ГК «Дело» Денис Илатовский прогнозировал, что в 2023 году объём перевалки удобрений в российских портах составит 35,8 млн тонн (+10% год к году).
  • По его оценке, через Балтийский бассейн по итогам 2023 года могло быть вывезено 28 млн тонн продукции (+74% год к году).
  • Через Азово-Черноморский бассейн — около 4 млн тонн (+31% год к году).
  • 19 декабря 2023 г.  Владимир Путин подписал закон 613-ФЗ, который разрешает создавать в границах водоохранных зон на территориях морских портов специализированные терминалы для перевалки аммиака, метанола, аммиачной селитры и нитрата калия.
  • Власти меняют законодательство для наращивания перевалки опасных жидких, сухих и неопасных сухих минеральных удобрений, аммиака и метанола через порты. Причина — потеря доступа к соответствующей портовой инфраструктуре за рубежом.

ВЫВОД

  • Экспортёры зерна и минудобрений переориентируются на ж/д пути и порты.