СУТЬ
По данным аналитического центра BusinesStat, мировые продажи подсолнечного масла в 2023 году достигли 20,2 млн тонн (+7,4% к 2022 году, +6,8% к 2019 году).
Повышение спроса эксперты объясняют тремя факторами:
- Ростом численности населения в мире.
- Ростом применения подсолнечного масла в косметическом и фармацевтическом производстве.
- Доступностью и низкими ценами на этот вид растительного масла в сравнении с оливковым, кокосовым и кукурузным.
КОНТЕКСТ
- Крупнейшие игроки на мировом рынке подсолнечного масла — Россия и Украина.
- По прогнозу американского Минсельхоза (USDA), в текущем сезоне доля украинского подсолнечного масла на глобальном рынке может составить 37% (+2% год к году).
- Россия тоже наращивает производство и экспорт подсолнечного масла.
- С сентября 2022 года по август 2023 года Россия экспортировала 3,8 млн тонн.
- В сезоне 2021/22 гг. было экспортировано на 1 млн тонн (на 26% меньше).
- В сезоне 2023-2024 гг. за границу может быть поставлено более 4 млн тонн российского подсолнечного масла, прогнозировал ранее Исполнительный директор Масложирового союза Михаил Мальцев.
- Российский экспорт растёт во многом за счёт переориентации рынка в Азию и существенный рост закупок в Китае и Индии.
- В прошлом сезоне поставки в эти страны выросли кратно.
ВЫВОДЫ
- По словам руководителя отдела анализа сырьевых рынков «Русагро» Владимира Жилина, мировой урожай подсолнечника высокий три сезона подряд. Поэтому подсолнечное масло в дисконте. Об этом он говорил в рамках конференции «Российское растениеводство. Весна 2024».
- Эксперт отмечал, что фрахт в мире вырос. Из-за этого в том числе цены ниже, чем могли бы быть.
- Из-за санкционных и логистических проблем накопились остатки масла и семечки.
- Логистика постепенно перестраивается на китайский рынок. Следующий год начнется с лучшими ценами, чем сейчас, — считает Жилин.