Экспорт удобрений через морпорты вырос на четверть
СУТЬ
За I полугодие 2024 года по сети РЖД в направлении морпортов было перевезено 14 млн тонн удобрений (+25% год к году), сообщает телеграм-канал РЖД.
11,9 млн тонн из них было направлено в порты Северо-Запада (+26% год к году). В порты Юга отгружено около 2 млн тонн (+12% год к году), в порты Дальнего Востока — 88 тыс. тонн (рост в 2,8 раза).
Железнодорожный экспорт удобрений в январе-июне 2024 г. составил 16,6 млн тонн (+16,8% год к году).
Общий показатель погрузки на сети РЖД — 33,9 млн тонн (+9,2% год к году).
Топ-3 регионов-лидеров:
Пермский край (9,2 млн тонн, рост в 1,4 раза);
Мурманская область (7,4 млн тонн, +4,1% год к году);
Новгородская область (2,6 млн тонн, +9% год к году).
КОНТЕКСТ
Вице-премьер Виталий Савельев поручил Минпромторгу проработать вопрос введения договоров по схеме «вези или плати» при железнодорожной перевозке удобрений.
Схема договоров «вези или плати» предполагает, что перевозчик (РЖД) обязуется перевезти установленный объем груза клиента. Клиент, в свою очередь, обязан оплатить транспортировку, даже если груз не был отправлен.
В бизнес-сообществе к идее отнеслись скептически,пишет РБК.
Центр ценовых индексов (ЦЦИ) прогнозирует рост стоимости всех основных видов минудобрений к концу 2024 года.
Правительство России установило квоты на вывоз минудобрений с 1 июня по 30 ноября 2024 года. Общий объём составит свыше 19,7 млн тонн.
В ЕС опасаются наплыва дешевых удобрений из России.
Погрузка зерна на сети ОАО «РЖД» также растёт год к году.
ВЫВОДЫ
Согласно прогнозу Российской ассоциации производителей удобрений, экспорт удобрений по итогам 2024 года может достичь абсолютного рекорда — 44 млн тонн (+10% год к году).
Аналогичная динамика будет наблюдаться и в производстве.