В этом году продажи хлеба будут в России больше на 60 тыс. т, чем в 2019-м. А всего за год в стране реализуют до 7,95 млн т хлебных изделий, пишет в четверг «Коммерсантъ» (Ъ) со ссылкой на прогноз аналитической компании BusinesStat. Это первое, пусть и символическое, увеличение продаж за пять лет. По данным Российского союза пекарей (РСП), ранее выпуск хлеба в стране стагнировал либо сокращался, и за последнюю пятилетку упал на 5,4%.
- В денежном выражении за 9 месяцев с начала года реализация хлеба увеличилась на 2,9% до 552,7 млрд руб. Такие данные приводит Российская гильдия пекарей и кондитеров (РОСПиК). Там отмечают рост потребления массовых доступных сортов, которые можно отнести к сегменту «эконом».
- Эксперты считают, что из-за падения доходов люди стали больше покупать доступных по цене товаров первой необходимости. Продажи хлеба, как одного из самых бюджетных продуктов, обычно увеличиваются в кризис, сказал Ъ исполнительный директор ассоциации «Руспродсоюз» Дмитрий Востриков. До этого союз видел подобный тренд только в 2008 году, когда был предыдущий большой кризис. Покупатели в кризисных ситуация приобретают больше «сытной еды», подтверждает президент РСП Алексей Лялин.
- Уже весной розничные сети начали закупать больше хлеба, прокомментировали в Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ). Представители «Магнит» и Auchan, впрочем, не подтверждают факта роста продаж хлеба в их сетях по отношению к прошлому году.
- Рост спроса, впрочем, не сделал хлебозаводы прибыльнее, отмечает Лялин. Рентабельность производителей остается на уровне 2-3%, приводит данные РОСПиК. Сырье дорожает, а отпускная цена хлеба почти не меняется – ее сдерживают торговые сети, а на тех оказывают давление власти.
- В результате стабилизации экономики производство хлеба может опять снизиться. BusinesStat ожидает возобновления падения рынка хлеба на 0,3-1,3% в год , до 7,4 млн т к 2024 году. Это минус 0,55 млн т к прогнозу-2020.
- При этом продолжается перераспределение долей внутри рынка. Малые пекарни продолжают наращивать свою долю. Им помогает агрессивная маркетинговая стратегия, указывает РОСПиК. Кроме того, все больше своего хлеба выпекают розничные сети. У них меньше издержки на организацию производства, чем у индустриальных игроков – хлебозаводов и хлебокомбинатов. Сейчас доля индустриальных предприятий на рынке хлебобулочных изделий 70%, на пекарни и ритейл приходится 30%.
Ранее из-за роста цен на муку хлебопеки обратились в Минсельхоз с просьбой ограничить экспорт зерна, чтобы остановить рост внутренних цен на него, а также предусмотреть для них дополнительные субсидии. Такие меры, утверждают они, отрасли не утратить маржинальность в условиях удорожания входящего сырья.