СУТЬ
В январе-ноябре 2024 года объём экспорта российской молочной продукции превысил $370 млн (+20% год к году). Об этом сообщает центр «Агроэкспорт».
Основные категории экспорта:
- сыры и творог (более 30% выручки);
- кисломолочные продукты (22%);
- мороженое (14%);
- сухое молоко (11%);
- молоко и сливки (9%);
- сухая сыворотка (6%).
В физическом выражении экспорт составил:
- молоко и сливки — 31 тыс. тонн (+9%);
- сыры и творог — 27 тыс. тонн (+23%);
- сухое молоко — 18 тыс. тонн (+31%);
- мороженое — 14 тыс. тонн (+11%).
Ключевыми покупателями российской молочной продукции остаются Казахстан, Беларусь и Узбекистан.
Впервые в топ-5 вошел Китай, увеличивший закупки на 70% (до $16 млн). Особенно выросли поставки:
- сухого молока (+100%);
- сыров и творога (+1200%);
- мороженого (+58%);
- молока и сливок (+200%).
КОНТЕКСТ
- Производство молока в России не успевает за ростом потребления и активным экспортом. На фоне этого дорожают молочные продукты, а переработчики могут столкнуться с дефицитом сырья.
- Согласно ноябрьскому индексу цен ФАО, стоимость молочной продукции в мире растут.
- По прогнозу Rabobank, по итогам 2024 года предложение молока на мировом рынке вырастет на 0,5% год к году.
- В 2025 году производство вырастет ещё на 0,8% год к году.
- Мировое потребление молочной продукции остаётся неоднозначным. В ряде стран сохраняется давление на потребительские расходы, что снижает закупки.
- Китай добился значительного прогресса в восстановлении баланса запасов. Это снижает риски на мировом рынке.
ВЫВОДЫ
- Экспорт российской молочной продукции продолжает расти. Прогноз Союзмолоко на 2024 год — увеличение объемов на 15%, в т.ч. за счет стран дальнего зарубежья.
- По оценкам центра «Агроэкспорт», к 2030 году экспорт может превысить 700 млн долларов.