Мнение. Картина маслом: шах и мат
Почему Индия – вызов и риск для агроэкспорта России

На днях стало известно, что Индия запускает шестилетнюю программу по увеличению производства зернобобовых культур, приняв ряд мер, в том числе обязав государственные учреждения закупать основные продукты по гарантированным ценам. В перечень таких продуктов войдут голубиный горох, черный маш и красная чечевица, пишет Reuters.
На самом деле это только первый шаг в большой среднесрочной стратегии. Сейчас Индия – мировой импортер #1 сырых растительных масел: пальмового (более 50% всего их импорта), соевого и подсолнечного – в общей сложности на $15 млрд в год. Но власти страны готовятся «перевернуть шахматную доску», поставив импортерам с их огромными объемами кому «шах», а кому и «мат».
Напомним, что в сентябре-2024 правительство Индии утвердило пошлину на импорт растмасел (20% таможенной стоимости), а в октябре – программу на $1,2 млрд по удвоению производства пищевых масел, включая расширение посевов масличных на 4 млн га. К 2030-31 гг. страна должна производить 69,7 млн тонн сырья и 25,45 млн тонн масел (сейчас производит 39 млн тонн масличных и 12,7 млн тонн масел из них – оцените разницу).

Это повод сильно задуматься о будущем как российскому экспортоориентированному агробизнесу, так и госрегуляторам. Будет ли оно у нас с этой страной?.. Индия, как и многие другие государства после COVID (тот же Китай), берет курс на продовольственную независимость. Вышеописанные решения – вызов для российского агроэкспорта, в структуре которого наливные растительные масла занимают 2ю позицию после пшеницы. РФ – крупнейший (пока!) поставщик в Индию подсолнечного масла, за прошлый сезон нарастивший отгрузки туда сразу на 1 млн тонн до 1,7 млн тонн.
Есть чем гордиться? В плане объемов – да, но просто сидеть и радоваться рано. Если у индусов все пойдет по плану, то они обеспечат себя маслами на 72% (сейчас, наоборот, 70% внутреннего спроса Индии – импорт). Еще 6-7 лет – и такого драйва у нас больше не будет. Поэтому уже сейчас нужно искать новые рынки сбыта и диверсифицировать номенклатуру экспорта масложировой продукции в пользу более высоких переделов. Пока наш агроэкспорт, как и нефтяной, имеет преимущественно сырьевую «природу».
Автор – Николай Лычёв: эксперт по АПК, главный редактор Agrotrend.ru