Сырные бренды «Халлуми» и «Эмменталь» под угрозой

Иностранные компании подали заявки на защиту прав на эти наименования

СУТЬ

  • Российские производители сыров могут лишиться права использовать названия «Халлуми» и «Эмменталь», пишет milknews.ru со ссылкой на Союзмолоко. 
  • Иностранные правообладатели наименований места происхождения товара (НМПТ) «Эмменталь» и «Халлуми» подали в Роспатент заявки на правовую охрану этих названий в России.
  • 31 октября 2022 года Швейцария зарегистрировала НМПТ «EMMENTALER (Эмменталь/Эмменталер)», а 11 марта 2024 года Кипр зарегистрировал НМПТ «Χαλλούμι / Halloumi / Hellim (Халлуми)». 
  • На основании этих регистраций и Женевского акта Лиссабонского соглашения, к которому Россия присоединилась в 2021 году, правообладатели подали заявки на защиту своих НМПТ в России.

КОНТЕКСТ

  • НМПТ — это обозначение товара, который производится в определенном регионе и обладает уникальными свойствами, связанными с его географическим происхождением. 
  • В России НМПТ защищают такие продукты, как «Вологодское масло» и «Адыгейский сыр».
  • В 2019 году в России начали активно развивать систему географических указаний (ГУ), чтобы продвигать региональные бренды. 
  • По данным Росстата, в 2024 году производство сыров в России выросло на 5,1% год к году, достигнув 841 тыс. тонн.
  • Экспорт российского сыра в 2024 году достиг 33 тыс. тонн (+22% год к году), оценили ранее в центре «Агроэкспорт».

ВЫВОДЫ

  • Если заявки на НМПТ «Эмменталь» и «Халлуми» будут одобрены, российские производители смогут использовать эти названия только при соблюдении критериев НМПТ.
  • Для защиты своих прав российским компаниям необходимо оспорить заявки в Роспатенте до конца апреля 2025 года.