СУТЬ
- По данным исследования НАФИ, за два года доля россиян, довольных качеством овощей, приобретаемых в магазинах, снизилась на 6 п.п. — с 75% в 2023 году до 69% в 2025-м.
- Покупатели в первую очередь связывают качество с двумя критериями: свежестью продукции (55% опрошенных) и натуральным составом с минимальным количеством добавок и консервантов (28%).
- Наибольшая доля полностью довольных зафиксирована в Южном и Северо-Кавказском федеральных округах (по 22%), минимальная — в Северо-Западном (10%).
- При этом самый высокий процент тех, кто совсем не доволен, также в Северо-Западном округе (12%), а самый низкий — в Южном и Приволжском (по 3%).
КОНТЕКСТ
- По данным NTech, в I квартале 2025 года в натуральном выражении снизились продажи кабачков (–16% к 2024 г.), картофеля (–11,6%), лука (–2,2%), моркови (–1,3%), томатов (–0,3%) и огурцов (–1,8%).
- По данным консалтинговой компании Neo, рентабельность производства овощей открытого грунта упала с 132,5% в 2021 году до минус 34,2% в 2022-м. Сейчас она составляет 25–50% (по оценке Института развития предпринимательства и экономики). Причина — нестабильный урожай и волатильность закупочных цен.
ВЫВОД
Падение потребительской оценки качества указывает на необходимость менять подход к работе с покупателями. В НАФИ отмечают, что поддержать доверие помогут:
- более быстрая доставка продукции на полки;
- регулярное обновление ассортимента;
- расширение локальных поставок;
- открытые дегустации и демонстрация свежести товара.