Еда за год подорожала на 14%
Цены на продукты растут из-за падения рубля
Background photo created by KamranAydinov – www.freepik.com
Продукты год к году прибавили в цене 14%, пишут «Известия» со ссылкой на исследовательский холдинг «Ромир». Основная причина – снижение курса национальной валюты. Много товаров все еще импортируются из других стран, либо в их составе есть иностранные компоненты. Данные «Ромира» не опровергают Росстат, так как включают другие группы товаров.
- Статистический индекс дефлятора рассчитывается на основе реальной динамики общего уровня цен на товары повседневного спроса. В исследовании участвовали 15 тыс. домохозяйств, которые включают 40 тыс. человек в 220 городах России с населением от 10 тыс. человек. Люди сканировали QR-коды чеков. Затем были отобраны 200 социально важных товаров.
- Среди них мясо и рыба, сыр, молоко, вареная колбаса, яйца, сосиски, помидоры, сливочное масло, овощи, фрукты, сметана, творог, печенье, хлеб, бананы и т.д. Их них импортные, например, овощи и фрукты, концентраты для соков и др.
- В сентябре темпы роста цен были аналогичные. Но с начала года рост еще сильнее – на 18%. В этом году динамика розничных цен была скачкообразной. Они с небольшим опозданием отражали рост валют и изменения в налоговом законодательстве. Например, повышение НДС до 20%.
- Розничные сети и промышленные предприятия почти в один и тот же период изменяли цену товаров, обнаружил «Ромир». При этом именно скидки сетей могли способствовать стабилизации цен.
- Зарубежные товары из-за снижения рубля стали выше на 23% за январь-сентябрь, утверждает замглавы ИАЦ «Альпари» Наталья Мильчакова. Но население обычно ощущает инфляцию в 2-3 раза выше официальных статистических данных, считает она. Участники опроса – жители крупных городов, в который выше уровень жизни. Они имеют возможность купить продукты подороже.
- «Ромир» отобрал корзину с иностранными товарами или же зависящими от импорта, отмечает эксперт по фондовому рынку «БКС Мир инвестиций» Дмитрий Бабин. При этом он считает оценки «Ромира» отражающими реальность. Рубль начал усиливаться с ноября, но эффект это принесет только в начале нового года. Пока что национальная валюта не нагнала свое предыдущее падение.
Представители многих отраслей отмечали, что падение рубля влияет на цену их товаров. Некоторые производители работают в этот период на низкой марже или на грани убытков.