Продажи манго и авокадо резко выросли

В сетевом ритейле в разы увеличился спрос на тропические фрукты. Это ненадолго, уверены эксперты

НОВОСТИ ДНЯ В АПК – ЗА 5 МИНУТ

В России в розничных сетях значительно увеличились продажи манго и авокадо. Об этом сегодня пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на ритейлеров.

  • Газета ссылается на «Вкусвилл», первым сообщивший об увеличении спроса на эти фрукты на 15% с начала сентября. Х5 Retail Group (сети «Пятерочка», «Карусель» и «Перекресток»), отметила, что летом продажи манго и авокадо стали больше почти в два раза. Также растут и продажи ананасов и киви, сообщает Х5.
  • В гипермаркетах «Ашан» продажи экзотических фруктов подскочили за октябрь в три раза. А в принадлежащих этой сети супермаркетах «Атак» – в 4,5 раза. В сети «Магнит» подтверждают рост спроса на манго – правда, без конкретных цифр.
  • По данным ФТС, за 8 месяцев этого года поставки в Россию свежих гуавы, манго и мангостана увеличились на 27,3% – до 22,53 тыс. т. Импорт авокадо вырос на 64% до 33,9 тыс. т. Ввоз киви, хоть и ненамного, тоже прибавился: на 6% до 52,9 тыс. т.
  • «Вкусвилл» считает, что причина такого тренда – невозможность россиян ездить за рубеж из-за пандемии, и потреблять экзотические фрукты там, где они растут. Кроме того, в Египте в 2020 году хороший урожай манго. Этот фактор отмечает и «Магнит». Х5 подчеркивает, что россияне чаще готовят дома, что тоже может косвенно отразиться на росте продаж фруктов.
  • А вот по мнению экспертов, сети создали такой спрос искусственно. Гендиректор аналитического агентства «Infoline-Аналитика» Михаил Бурмистров говорит, что магазины могли сами увеличить продажи этих категорий, сделав ставку на fresh-категорию. Например, новый концепт «Перекрестка» предполагает увеличение на 30% плодоовощной секции, на 15% – плотности продаж. В результате более стремительного исчезновения лоточников и другого несетевого ритейла в связи с COVID их доля рынка теперь достается крупным игрокам, считает он.
  • Также Бурмистров полагает, что люди могли переключиться на тропические фрукты из-за подорожания яблок на 30%. А манго стоит столько же, как и в прошлом году, отмечают во «Вкусвилле». Сейчас цена на эту позицию (свежие манго) в интернет-магазине сети – 295-365 руб./кг в зависимости от сорта и страны происхождения. В интернет-супермаркете «Перекресток впрок» тот же товар стоит 199-529 руб. за штуку.
  • Ассортимент и период доступности экзотических фруктов в магазинах становятся шире. Раньше «Вкусвилл» закупал экзотик-фрукты в меньшем количестве и в пик сезона, теперь же приобретает более крупные партии, и уже с начала сезона.
  • Манго из Египта везут морем. Во время доставки фрукт дозревает. При этом транспортные издержки не очень большие, указывает компания-поставщик «Прайм фрукт». Но вскоре доставка фруктов из Азии – их сезон как раз начался сейчас – будет стоить дороже на 20-35%, так как предполагает не морскую логистику, а авиапоставки.
  • Спрос на авокадо растет во всем мире, знает гендиректор Ягодного союза Ирина Козий. Люди начали больше ценить полезную пищу и здоровый образ жизни в целом. Из тропических фруктов они чаще всего, правда, покупают не авокадо и манго, а самые доступные в этой категории бананы. Такой приоритет – последствие снижения доходов населения и удорожания фруктов. Те же бананы в июне стоили 136 руб./кг против 105,3 руб./кг год к году.
  • По наблюдениям «Прайм фрукт», тренд взлета спроса на манго краткосрочен. Согласно данным компании, ритейлеры уже уменьшили спрос на тайское манго на 60-70%. Причина – взлетевшие цены: сети беспокоятся из-за возможного падения продаж этих фруктов.
  • Цена на фрукты в России выросла на 20-30% из-за плохих погодных условий, девальвации рубля и ограничений из-за COVID-пандемии, отмечает Ирина Козий. В итоге их общее потребление падает.

В июле Ассоциация садоводов России обратилась в Минсельхоз с целью помочь ее участникам обеспечить квоту в 10% мест на полках розничных сетей. Так производители хотели бы избежать манипуляций сетей с ценами свой продукт.