Новости

МНЕНИЕ. Курс Индии на самообеспечение – вызов для агроэкспорта РФ

А вот почему. Возьмем последний крупный пример – и не декларативный, как намерение Индии на порядки нарастить плантации масличной пальмы – а уже законодательно оформленный. То есть где решение принято, и будет гарантированно воплощаться в жизнь. И расписано, как будет.

Это зернобобовые. И еще растительные масла, но о них я уже писал здесь очень похожими словами.

1 октября кабмином Индии одобрен шестилетний план стимулирования выращивания зернобобовых (ЗББ) на $1,2 млрд. В числе целей – увеличение внутреннего производства и сокращение зависимости от импорта.

Инициатива включает инвестиции в НИР для создания новых сортов высокоурожайных и устойчивых к болезням семян, рост посевных площадей под ЗББ до 31 млн га к 2030-2031 гг. (в 2024 было 13,8 млн га), урожая – до 35 млн тонн (против 24,2 млн тонн сейчас), механизмы стабилизации цен на культуры и рост доходов фермеров.

Последнее мне, если честно, нравится больше всего. У индусов даже Минсельхоз называется Министерством сельского хозяйства и благосостояния фермеров (Ministry of Agriculture & Farmers Welfare). Как говорится, завидовать будем. 

А теперь представим себе на цифрах, что будет, если индусы реализуют эту в общем-то комплексную стратегию. Напрашивается несколько доводов и выводов.

  1. Сейчас они импортируют в среднем 5 млн тонн ЗББ в год. В 2024 году Индия потратила на импорт бобовых (в т.ч. горох, черный мате и красную чечевицу) рекордные $5 млрд.
  2. Россия в том же году поставила Индии 946,6 тыс. тонн ЗББ на $460,9 млн (тоже рекорд, который многие называли порывом). Но прорыв – это устойчивый результат на длинном тренде, а не просто раз на Луну слетать. И для закрепления этого прорыва на крупнейшем для наших бобовых экспортном рынке еще не созданы все необходимые предпосылки.
  3. При условии, что в 2024 году Индия потребила 30,7 млн тонн ЗББ, она за шесть лет полностью обеспечит внутренний рынок, и – даже при росте потребления – станет нетто-экспортером зернобобовых. То есть перестанет нуждаться в импорте – во всяком случае, сырья уж точно.
  4. Вывод – России уже сейчас нужно (а) искать альтернативные страновые рынки для растущих объемов гороха, других ЗББ и (б) диверсифицировать номенклатуру их экспорта в пользу хотя бы первых переделов. Простой пример последних – нутовый порошок. Он пользуется большой популярностью в ЮВА как основа для приготовления хумусов. Продукт несложный, спрос высокий, рынок есть. Нужно завоевывать такие, пока не поздно.

Больше новостей и трендов АПК – в телеграм-каналах Agrotend.ru и главного редактора

Recent Posts

Рынок перепродан: мясо дешевеет почти во всех сегментах

Причины – праздники, Китай и высокие запасы сырья у мясокомбинатов

7 часов назад

Продукты питания подорожали в рознице на 5,5% за год

Лидер роста – рыба, дефляции – картофель

10 часов назад

«Соевая сделка» США-КНР может не состояться

Reuters пишет о затоваривании рынка Китая на месяцы вперед

1 день назад

Новый рейтинг работодателей: что в нем об АПК и пищепроме?

В подборку 205 компаний Forbes вошли 8 представителей отрасли

1 день назад

Идут проверки АПК по всей цепочке – ФАС

Это в т.ч. СЗР, удобрения, ветпрепараты, корма и кормовые добавки

1 день назад

В Москве пройдет XVII конференция «Где маржа 2026»

Очередная, XVII-я, конференция сельскохозяйственных производителей и поставщиков средств производства и услуг для аграрного сектора «Где…

1 день назад