Россия укрепляет позиции как крупный игрок рынка сурими
ФАО в обзоре International Markets for Fisheries and Aquaculture Products отмечает тренд на восстановление глобального рынка сурими с 2025 года – во многом благодаря России, ранее показывавшей рост даже на падающем рынке.
Так, по итогам 2024 года глобальное производство сурими сократилось на 4% до 905 тыс. тонн. Согласно оценке SurimiTech, сильное падение демонстрировали, в частности, США и тропические страны.
Причинами сокращения рынка были высокая конкуренция производителей и снижение спроса на сурими в ЕС и странах Азии. Там покупатели экономили на продуктах не первой необходимости. А часть потребителей переключились на подешевевший в 2024 году минтай.
На этом фоне устойчивыми драйверами оставались только два рынка – Россия и Южная Корея. Причем РФ нашла свою нишу – экспортировала сурими из минтая не как готовый продукт, а в качестве сырья, активно конкурируя с производителями «крабовых палочек» из более дорогих тропических рыб. Ключевыми импортерами были Китай и – несмотря на санкции – Япония и та же Южная Корея.
В результате выпуск сурими в России за 2024 год подскочил сразу на 47% – до 70 тыс. тонн.
С начала 2025 года началось восстановление рынка, пишет ФАО. В России производство сурими продолжило расти, поддерживая рынок в целом. За 1Q 2025, сказано в обзоре, РФ выработала 19 тыс. тонн этого продукта. «Это позиционирует Российскую Федерацию как крупного игрока на мировом рынке сурими наряду с США, Японией и Китаем», — резюмируют эксперты ФАО.
В январе-июле 2025 Россия вновь на 30% нарастила производство сурими, получив 65 тыс. тонн этой продукции из минтая, причем прямо на российских судах.
Часть сурими была поставлена в ЕС. Благодаря налаженной судовой переработке, поставки шли напрямую – минуя промежуточный экспорт в Китай, где российская рыба всегда проходила филетирование перед дальнейшей транспортировкой в страны-импортеры.
Таким образом, экспорт сурими вносит свой небольшой вклад в диверсификацию российского рыбного экспорта в пользу товаров с добавленной стоимостью и поддерживает производство «крабовых палочек» внутри страны.