Продажи цветов к 8 марта достигнут $300 млн. Около 80% рынка приходится на импорт

Продажи цветов к 8 марта в 2020 году достигнут примерно…

Продажи цветов к 8 марта в 2020 году достигнут примерно $300 млн, к празднику в России будет продано около 200 млн штук. В целом объем рынка цветов в 2019 году, по оценке ассоциации «Теплицы России» составил 2,8 млрд цветов на $3,6 млрд.

В структуре продаж к празднику, по данным ассоциации, будут преобладать розы (45%), вторые по популярности — тюльпаны (25%), далее идут хризантемы (15%), орхидеи (3%), герберы (2%), мимоза (1%). На другие цветы придется менее 1%. Розы в этом году подорожают примерно на 10-15%, тюльпаны — в пределах 5%.

Самыми популярными цветами к 8 Марта остаются тюльпаны, однако спрос на них в 2020 году упал, сделали вывод аналитики Сбербанка и «Платформы ОФД». Продажи тюльпанов и роз снизились на 12% и 10% соответственно, спрос на хризантемы вырос на 48%, на лилии — в 2,1 раза. Средний чек на тюльпаны уменьшился на 29% и составил около 1 тыс. руб., на розы — вырос на 10% до 650 руб., на хризантемы — увеличился на 31% до 460 руб. Самые дорогие цветы к 8 марта будут в Тюменской области, Ханты-Мансийском автономном округе и Якутии, там стоимость букета превысит 2,5 тыс. руб. В Москве букет обойдется в среднем в 1,5 тыс. руб.

Ассоциации «Теплицы России» оценивает долю импортных цветов в 80%. По данным агентства BusinesStat, в последние пять лет в поставках цветов в Россию лидирует Беларусь, на нее приходится 49,5% всего импорта, доля ввоза из Эквадора составляет 17,5%, из Кении — 9,5%, на Колумбию приходится 5,4%. По данным ФТС, поставки срезанных цветов из Беларуси за последние пять лет увеличились в 122,6 раза, ассоциация объясняет это тем, что страна реэкспортирует цветы и отмечает, что «серый» импорт оказывает значительное давление на российский рынок.

Именно зарубежные производители диктуют уровень цен, а из-за плохих погодных условий в Южной Америке в этом году он сохраняется на высоком уровне. Также повышение стоимости объясняется тем, что к празднику тепличные комбинаты за короткий срок должны значительно увеличить объемы производства и продаж, чтобы обеспечить спрос.

Для этого требуется дополнительный посадочный материал, аренда дополнительных производственных и складских площадей, привлечение большого количества рабочей силы и организация более сложной, чем обычно, логистики. Подготовительный период приходится на зимнее время года, что влечет увеличение расходов на освещение и тепло. По расчетам ассоциации, стоимость отечественного цветка сегодня складывается из следующих параметров:

  • Удобрения и средства защиты — 18%
  • Газ и электроэнергия — 39%
  • Зарплаты сотрудников предприятия — 26%
  • Посадочный материал — 2%
  • Упаковка — 3%
  • Коммерческие расходы — 12%

За последние пять лет производственные расходы увеличились на 45-78%, подсчитали «Теплицы России». Кроме того, с января 2019 года цветоводов, которые находились на ЕСХН и были освобождены от уплаты НДС, правительство обязало выплачивать НДС в размере 20%.


Сейчас динамика роста расходов на производство опережает темп увеличения доходов цветоводов. Компенсировать падение доходов повышением цены на продукцию российские производители не могут, так как в этом случае стоимость цветов станет неконкурентоспособной по сравнению с импортом, признает ассоциация.

Поскольку государство не поддерживает отрасль, в ближайшие полтора-два года российские розы могут исчезнуть с рынка: производителям цветов придется или закрыть бизнес или перепрофилировать его, предупреждает Национальная ассоциация цветоводов. Она обратилась с просьбой в Минсельхоз, Минпромторг, Минфин, Минэкономразвития, Госдуму и Совет Федерации включить производителей цветов в программу льготного инвестиционного кредитования, снизить НДС с 20% до 10%, а также повысить пошлину на импорт цветов с 5% до 15%.