Минсельхоз просит упростить въезд сезонных рабочих

Агробизнесу не хватает сотрудников для полевых работ

В новостях Минсельхоза России – министерство обратилось к вице-премьеру Виктории Абрамченко с просьбой помочь вернуть мигрантов для сезонных работ, пишет РБК. Абрамченко поручила Минсельхозу, Минтруду и МВД подготовить почву для привлечения иностранной рабочей силы из ближнего зарубежья в аграрный бизнес страны в этом году.

  • У мигрантов есть нужный опыт, знания и умения для некоторых работ в агробизнесе, указывает Минсельхоз. В свою очередь, в министерство поступили запросы от регионов и отраслевых объединений. Они также были направлены в Минтруд.
  • В марте прошлого года из-за ковида были наложены ограничения на въезд граждан других стран. Вначале до 1 мая, потом без ограничений по срокам.
  • Регионы обеспокоены из-за отсутствия мигрантов и невозможности привлечь местных жителей. Причины – тяжелая работа, нехватка опыта и знаний. У бригад из соседних стран, например, из Узбекистана и Таджикистана, которые приезжают много лет, есть преимущества. Россияне не готовы работать в полях даже за повышенную зарплату.
  • Весной недостаток рабочих заметили власти Астраханской области. В Волгоградскую область некоторые иностранцы заехали заранее, до запрета. Но их все равно не было достаточно для производителей овощей, которые даже задумались о сокращении посевных площадей.
  • Минсельхоз весной надеялся на студентов сельскохозяйственных институтов, а также на тех, кто лишился работы в других отраслях. Министерство рассчитывало даже на труд осужденных при обеспечении необходимой безопасности.
  • Позже министерство отчиталось, что сезонные работы были реализованы. Но в этом году необходимо еще 38,2 тыс. человек, подсчитали регионы. Особенно остро они нужны как раз в Волгоградской и Астраханской областях. Там овощи традиционно производят при использовании ручного труда. Этим областям необходимо еще 22,3 тыс. мигрантов (58,4%).
  • Те фермеры, кто не стал снижать посевные площади, в прошлом году повысили зарплату сезонным работникам. Так они избегали потерь урожая и падения качества товара. Иногда они платили и по 5 тыс. руб. в день. В итоге себестоимость выросла, а прибыль упала. А местные жители все равно больше не готовы работать в поле, утверждает Минсельхоз.
  •  «В Картофельный союз еще с весны 2020 года начали поступать обращения участников, в которых были обозначены проблемы с кадрами: квалифицированными и условно не квалифицированными», – подтверждает руководитель аппарата картофельного союза Татьяна Губина. Причиной послужило то, что специалисты, уехавшие на родину зимой, к весеннее-полевым работам не успели вернуться. Проблема обострилась к началу “складского” сезона , когда возникла необходимость предпродажной подготовки продукции, предназначенной для розничных сетей. Данная работа требует понимания продукта и его качественных характеристик.
  • «По информации Минсельхоза дефицит рабочей сила по всей стране – чуть больше 40 тыс. человек, по нашей информации – больше», – говорит Губина. Некоторые регионы не поддержали своих сельхозтоваропроизводителей и посоветовали решать вопросы с местными кадрами, указывает она.
  • По мнению доктора экономических наук, директора Центра агропродовольственной политики РАНХиГС при Президенте РФ Натальи Шагайды, вопрос со въездом сезонных работников для нужд сельского хозяйства может быть решен двумя путями. Первый – отрабатывается межведомственная процедура целевой перевозки работников. Здесь задействованы Роспотребнадзор, Минсельхоз, транспортные компании (авиация, РЖД, автобусные маршруты).
  • Процедура, по мысли эксперта, предполагает (если ориентироваться на немецкий опыт) объявление маршрутов, сбор заявок от работодателей, формирование групп. Например, инициативно от работников или через рекрутеров по месту нахождения сотрудников. Необходимы требования по представлению гарантий  отсутствия заболевания (тест и проживание до его результатов в обособленном месте), перевозка специализированными рейсами, организация отдельного коридора, вывоз отдельным транспортом, работа с ограничением контактов с другими группами в течение 14 дней, считает Шагайда. Тогда можно провезти транспортное средство полной загрузки.
  • Второй вариант – перенос инвестиций и производства в те места, где есть рабочие руки. То есть, российские инвестиции за рубежом, предлагает она.
  • Первое можно наладить достаточно быстро, если не вводить трудновыполнимые требования. Втрое наладится само, если не будет первого, считает Шагайда.  Но с большими потерями для тех, кто не обладает инвестициями, чтобы наладить новый бизнес за границей. Так что правительству нужно помогать с первым вариантом, уверена эксперт.
  • О необходимости мигрантов для аграрного бизнеса Agrotrend.ru рассказал президент компании «Дмитровcкие овощи» Сергей Филиппов. Для производства удобен именно труд мигрантов, поскольку местное население не готово работать в поле по 8-10 часов в день. Кроме того, в Московском регионе, где расположено производство, всегда нехватка кадров и люди находят себе другую работу. Тогда как иностранцы приезжают на 10 месяцев много лет подряд, для них эта работа в поле – основная. Их не нужно обучать, как, например, вахтовых рабочих из регионов, которые приезжают только на месяц, и во время их пересменки и обучения бизнес лихорадит – нужно осуществлять бесперебойные поставки контрагентам.
  • В настоящее время часть тех работников, которые оставались в России из-за карантина уже один-два года, уезжает. Но вернуться обратно они уже не могут. В этом году предприниматель ожидает больше трудностей, чем в прошлом. Если решение не будет найдено чиновниками, то придется сокращать производство в этом сезоне, опасается Филиппов.

Как сообщалось в новостях агрорынка, в ЕС в прошлом году агробизнес тоже столкнулся с подобной проблемой. Но там было принято другое решение – там начали тестировать роботов для сбора урожая.