Потребители перешли в режим экономии. В том числе они готовы уменьшить траты на продукты питания
Масштабы кризиса на потребительском рынке из-за пандемии COVID-19 и введенных ограничений, могут оказаться значительнее, чем предполагалось. Снижение спроса в России затронуло 90% всех категорий продуктов и услуг, а в ближайшие шесть месяцев покупатели продолжат сокращать траты, следует из исследования потребительских настроений «Российские потребители – новая реальность». Boston Consulting Group и холдинг «Ромир» сделали его на основе опроса более 1,2 тыс. респондентов по всей России из разных социально-демографических групп с углубленным исследованием по Москве.
«Россия вместе со всем миром находится в «идеальном шторме». <…> Главный вопрос, ответ на который ждут все: как в долгосрочной перспективе будет действовать государство. Уже сегодня очевидны целые отрасли, требующие серьезной поддержки. Чем быстрее она будет оказана, тем меньше вероятность, что к экономическим последствиям текущего положения добавятся и социальные», — отмечает президент исследовательского холдинга «Ромир», доктор социологических наук Андрей Милехин.
Потребители настроены пессимистично
Эксперты полагают, что по сравнению с жителями других развивающихся стран российские потребители воспринимают менее серьезно как сам коронавирус, так и его влияние на свою жизнь. Тем не менее, 2/3 опрошенным настроены пессимистично.
Каждый пятый снизит траты на продовольствие
В ближайшие шесть месяцев потребители планируют меньше тратить во всех каналах продаж как из-за боязни заражения коронавирусом при посещении магазинов и торговых центров, так и на фоне финансовой нестабильности, следует из исследования. О дальнейшем снижении расходов сказали 15% опрошенных российских потребителей. Это третий результат после Италии, где таких респондентов 18%, и США, где экономить готовятся 16%. Чистый рост потребительских расходов наблюдается в категориях, связанных с введением мер изоляции.
Почему экономят
Согласно исследованию, 34% респондентов сократят расходы на бакалею, потому что сделали запасы в этой категории. 30% закупили впрок продовольствие категории fresh, 28% сказали о запасах алкоголя. Между тем, 25% опрошенных будут покупать меньше свежих продуктов, потому что у них снизятся доходы. По этой же причине 27% будут экономить на бакалейной продукции. Однако в сумме 75% респондентов готовы сделать запасы, в том числе потому что ожидают повышения цен.
Мнение ритейла
X5 Retail Group («Пятерочка», «Перекресток», «Карусель») во втором-третьем кварталах по сравнению с мартом ожидает падения спроса на товары, которые закупались впрок в период ажиотажа. В то же время востребованность категории fresh, скорее всего, сохранится или даже возрастет, считает ритейлер. «Магните» также видят переключение на свежую продукцию, потому что потребители вынуждены готовить и питаться дома. Auchan отмечает снижение продаж в магазинах, но фиксирует рост спроса на товары длительного хранения и напитки в онлайн-канале.
Выводы для бизнеса
При умеренно оптимистичном сценарии потребление вернется к докризисному уровню уйдет до трех лет, прогнозируют эксперты, опрошенные «Ведомостями». При этом реальные доходы начнут расти в лучшем случае со второй половины 2021-го. Хотя продовольственный сектор находится в намного более выигрышном положении, чем другие – траты на досуг, путешествия, товары длительного пользования и др. потребители панируют сокращать более значительно – при падении реальных располагаемых доходов многие будут готовы изменить структуру потребления в пользу более дешевых товаров, и производителям придется подстраиваться. Опыт прошлых кризисов показал, что в первую очередь они могут стараться снижать себестоимость и отпускную цену продукции за счет уменьшения веса/объема упаковки, а также перехода на более дешевые рецептуры. Однако в этом случае может пострадать качество и есть риск еще большего падения продаж. В сложившихся условиях производителям нужно снижать себестоимость продукции без ущерба качеству, оптимизировать затраты и развивать прямую доставку. Компании, которые сумеют быстро подстроиться под новые условия, и те, которые уже работают с высокой операционной эффективностью окажутся в выигрыше и, с большой долей вероятности, будут дальше консолидировать рынок.
«Белая дача» приостановила работу завода по выпуску картофеля фри
Группа компаний «Белая дача» на пять месяцев приостановила работу завода по производству картофеля фри в Липецке из-за падения его потребления после закрытия предприятий HoReCa. Об этом в прямом эфире проекта РБК «Бизнес на карантине» в Instagram рассказал основатель холдинга Виктор Семенов. Завод планово должны были закрыть на июль-август, что связано с технологией производства, однако сейчас добавилось еще три месяца вынужденного простоя. Выручка от кейтеринга, основного канала продаж «Белой дачи», упала на 60%. По словам Семенова, потребление картофеля фри сократилось не только в России: например, в Европе оно уменьшилось на 80%. Это одно из следствий «идеального шторма», который из-за сокращения потребительского спроса на фоне пандемии коронавируса переживают многие отрасли.
Основной покупатель продукции завода – McDonald’s. Закрытие предприятия не отразится на его работе. У «Белой дачи» на складах есть запасы – более 20 тыс. т готового картофеля. При этом в ритейле «Белая дача» пока сохраняет свои позиции. Компания планирует в ближайшее время расширить присутствие в сетях и запустить линейку блюд из картофеля для домашнего приготовления. Семенов надеется, что спрос со стороны общепита будет постепенно увеличиваться, и к 1 августа рынок оживет.
Закупочные цены на зерно продолжают расти
По данным Минсельхоза на 23 апреля, экспортная квота на зерно была выбрана почти на 59% — 4,1 млн т из 7 млн т. Введение ограничений отражается на ценах: по данным аналитического центра «Русагротранса», экспортные цены на российскую пшеницу (протеин 12,5%) с поставкой в мае за неделю выросли на $0,5 до $231-232/т (FOB). Цена индикативная, поскольку рынок малоактивен.
Закупочные цены российской продовольственной пшеницы в глубоководных портах увеличились до 15,9-16,5 тыс. руб./т (+250 руб./т) без НДС на фоне падения курса рубля, сообщает «Интерфакс».
Закупочные цены растут из-за введения квоты, также сказывается ослабление рубля, поскольку все продавцы сразу пересчитали цены, подтверждает вице-президент Российского зернового союза Александр Корбут. Дискуссия идет о том, когда квота закончится: 11 или 18 мая, и те, кто хочет работать, спешат, поэтому предлагают более высокую цену.
Минсельхоз ввел квоту на экспорт и начал товарные зерновые интервенции для снижений внутренних цен. Эффекта от продажи зерна из госфонда рынок пока не ощутил. 23 апреля на торги было выставлено 96,6 тыс. т зерна, реализовано 77,9 тыс. т или 80,7% от общего объема. Всего с начала нынешних товарных интервенций продано 802,3 т зерна.
Будьте в тренде!
Ваш Agrotrend.ru.
Объём тарифной квоты на экспорт зерна за пределы ЕАЭС составит 10,6 млн тонн, экспортёры пальмового…
Ситуация может отразиться на стоимости молока и соков
Объём снизится более чем вдвое год к году
Драйверы — рост населения и урбанизация
Доля применения отечественных семян подсолнечника и свёклы растёт, Россия нарастила экспорт мясных консервов и колбас…