Растут оптовые цены на растительное масло

Отпускные цены увеличились на 20%, жалуются производители майонезов, соусов и других продуктов

В новостях агрорынка России – производители растительного масла уведомляют покупателей из сектора b2b о росте цен примерно на 20%, узнал «Коммерсантъ» (Ъ) у производителей масложировых продуктов. С этой недели отпускные цены на масло достигают 130 руб./кг, хотя раньше держались на уровне 110 руб./кг, сетует один из них.  

  • Причина – удорожание сырья на мировых рынках, говорят участники отрасли. По оценке исполнительного директора масложировой группы «Благо» Сергея Бахонкина, в течение последних трех недель подсолнечное масло на экспортном базисе подорожало на $400/т. Этот же фактор называют и в «Эфко», пишет Ъ.
  • На минувшей неделе экспортные цены на масло из России подскочили на $100/т, до $1,68 тыс./т FOB. Такие данные приводит аналитический центр «СовЭкон». Как считает директор центра Андрей Сизов, цены на масла в мире растут из-за дорожающей нефти и увеличивающегося спроса на маслосемена.
  • Но есть и другая, внутренняя, причина – опасения насчет возможного введения пошлины на экспорт подсолнечного масла из России, указывает гендиректор Института конъюнктуры аграрного рынка Дмитрий Рылько. Как сообщалось в новостях агрорынка, именно этого в данный момент больше всего опасаются крупные российские производители масла.   
  • Ранее власти не исключали введения экспортной пошлины на подсолнечное масло в случае, если внутренние цены на него не стабилизируются. В декабре между производителями подсолнечного масла и ретейлом были заключены соглашения о фиксации цен на рафинированное подсолнечное масло в рознице и опте на первый квартал 2021-го. Подробнее – в новостях агрорынка.
  • Вскоре их действие истечет, и продлевать соглашения больше не планируется, давал ранее понять глава Минэкономразвития Максим Решетников. Альтернативной мерой регулирования как раз и может стать экспортная пошлина.
  • Кроме того, под соглашения подпадает рафинированное дезодорированное фасованное масло в сетях, то есть документ не включает наливное масло, которое закупают производители продовольствия, говорит Бахонкин. Получается, что на его цена определяется исключительно рыночной конъюнктурой, и уже поэтому такое масло продолжает дорожать.
  • Подсолнечное масло начало дорожать в сегменте b2b как раз после подписания соглашений о ценовых ограничениях, отмечает гендиректор «Эссен продакшн» (делает соусы и майонезы под флагманским брендом «Махеевъ») Леонид Барышев. Таким образом производители масла хотят избежать убытков, думает он.
  • При этом Барышев уже видит нехватку сырья на рынке, и считает решением проблемы введение экспортной пошлины на масло. Внутри страны масла остается немного, подтверждает гендиректор «Русагро» Максим Басов, подчеркивая, что компания в 2021 году не увеличивала цены.
  • По оценке «Эссен продакшн», наливное масло – это около 70% себестоимости майонеза. Если в этом году цены на него вырастут на 35%, то это будет значить для производителей увеличение себестоимости килограмма майонеза в среднем на 23 руб. Они, конечно, поднимут цены, но тогда снизится розничный спрос на майонез, разводит руками исполнительный директор ассоциации «Русбренд» Алексей Поповичев.
  • Рост цен на масло скажется и на других секторах АПК – например на кондитерах, говорит один из источников Ъ. Но поставщики не могут повышать цены, на сколько необходимо – доходы населения падают, а расходы на логистику растут. Так что поставщики могут оказаться в сложном положении.
  • Продажи майонеза в сетях в прошлом году увеличились на 11% в денежном выражении и на 4% – в натуральном, подсчитала NielsenIQ.

Как сообщалось в новостях агрорынка, в настоящее время Минсельхоз разрабатывает новый демпфер – на этот раз, на рынке масла, в ходе которого будущая пошлина, по замыслу министерства, может быть уравновешена субсидиями производителям подсолнечного масла.