Один из богатейших друзей Путина может инвестировать в соки и смузи. «Алма Холдинг» Геннадия Тимченко учредил новую компанию

Крупный производитель яблок краснодарский «Алма Холдинг», доля в котором принадлежит…

Источник фото: Фото: pixabay.com

Крупный производитель яблок краснодарский «Алма Холдинг», доля в котором принадлежит одному из богатейших друзей российского президента Владимира Путина Геннадию Тимченко (6-е место в рейтинге Forbes с капиталом $14,4 млрд), может заняться переработкой плодов, сообщает «Коммерсантъ». Вероятно, будущее предприятие будет специализироваться на выпуске соков или смузи в премиальном сегменте, что требует относительно небольших инвестиций и может быть высокорентабельным. Но с выводом продукции на рынок придется повременить: потребление продуктов для здорового питания из-за COVID-19 заметно сокращается.

История вопроса

Первые активы в АПК частная инвестиционная группа, объединяющая активы Тимченко, Volga Group приобрела в 2014 году.

  • Тогда компания купила 40% акций «Алма Продакшн», основное направление деятельности которой — выращивание яблок в садах интенсивного типа. «Алма Продакшн» была основана в 2007 году в городе Абинске Краснодарского края французским инвестором Жаном-Клодом Менном.
  • «Эта инвестиция, как и развитие нашего другого проекта „Акваника“ (занимается производством безалкогольных напитков) в Нижнем Новгороде, направлена на создание национальных брендов, задающих высокие стандарты качества выпускаемой продукции для отечественного потребителя», — пояснял тогда бизнесмен.
  • В 2017 году «Волга Груп Агро» (входит в Volga Group) сообщила о завершении сделки по приобретению 35% доли в акционерном капитале ООО «Южные земли» (входит в агрохолдинг «АФГ Националь»).
  • В 2019-м «Алма Холдинг» сообщил о планах увеличить площадь садов на 1 тыс. га, что позволит компании собирать около 60 тыс. т яблок в год и стать одним из ключевых игроков в отрасли.
  • Сейчас «Алма Холдинг» управляет свыше 390 га яблоневых садов в Краснодарском крае. Урожай в 2018 году составил более 13 тыс. т.
  • • По данным ЕГРЮЛ, 54% компании владеет швейцарская Procuri S.A., остальное через ООО «Волга Груп Агро» контролирует Volga Group.

Путь в переработку

Этой весной ООО «Алма Холдинг» учредило ООО «Алма Процессинг», следует из данных ЕГРЮЛ. Среди видов деятельности новой компании — переработка фруктов и овощей, производство соков, детского питания, торговля и пр. Представитель Volga Group заявил «Коммерсанту», что руководство и акционеры «Алма Холдинга» изучают различные направления развития актива. По его словам, проект («Алма Процессинг») находится в высокой фазе проработки, но подробности компания сможет предоставить только после запуска.
Затраты на организацию такого предприятия могут быть относительно небольшими. По подсчетам главы Ассоциации садоводов Игоря Муханина, один пресс для переработки яблок в сок мощностью 100 т плодов в смену может обойтись примерно в €5 млн. При этом, обращает внимание он, в России в целом есть нехватка яблок на переработку, из-за чего часть мощностей простаивает.

На рынке есть место

На рынке натуральных соков и смузи уже работают заметные местные игроки.

  • Из крупных производителей яблок в России переработкой занимаются только «Сады Придонья» (выпускают соки, детское питание и пр.). При этом, указывает Муханин, компания использует плоды из садов устаревшего типа, а яблоки, которые выращивает «Алма Холдинг», выгоднее продавать в рознице.
  • Заметный игрок — компания «Фрутти» (бренд Be True), в числе инвесторов которой бенефициар ГК «Шоколадница» Александр Колобов и основатель инвестиционного фонда Indigo Capital Partners Петр Жуков, сын первого вице-спикера Госдумы Александра Жукова.
  • Свой бренд смузи Innocent развивает Coca-Cola.

Между тем, производство продуктов для здорового питания может стать одной из наиболее пострадавших отраслей из-за пандемии COVID-19, отмечает Nielsen. По оценкам аналитиков, с 6 по 12 апреля продажи смузи в крупнейших сетях упали на 45% в натуральном выражении год к году. Но исполнительный директор «Русбренда» Алексей Поповичев уверен, что после окончания пандемии и восстановления нормального режима потребления тренд на здоровое питание восстановится. Хотя стремление к экономии может оказать свое влияние, но приверженцы здорового образа жизни останутся и можно ожидать относительно стабильного спроса, рассуждает он. К тому же, добавляет Поповичев, позиционируя продукт в премиальном сегменте, можно получить неплохую маржу.

Выводы

Индустриальное производство соков полностью из российских яблок, скорее всего, сейчас будет нерентабельным из-за небольшой площади существующих хозяйств. Производителям пока выгоднее использовать более дешевые импортные яблоки либо концентраты. «Алма Холдинг» может делать ставку на производстве соков прямого отжима, смузи и т. п., что можно позиционировать как премиальную продукцию для здорового питания. В условиях сокращающейся платежеспособности населения этот товар не будет массовым, но свою нишу может занять.