ВТБ избавляется от картофельных активов
ВТБ вышел из капитала «Иррико», которая продает картофель для PepsiCo и McDonald’s
ВТБ продал долю в растениеводческой компании «Иррико». В банке «Ведомостям» подтвердили факт сделки. «Иррико» продает картофель для PepsiCo и McDonald’s.
Что случилось
- ВТБ продал свой пакет (65,8%) в агрокомпании «Иррико». Она производит около 130 тыс. т зерна (пшеницу и кукурузу) и больше 50 тыс. т картофеля и овощей. Картофель поставляется для McDonald’s и PepsiCo, которая выпускает чипсы Lay’s. «Иррико» обрабатывает 28 тыс. га земли. Выручка компании – 1,8 млрд руб.
- ВТБ не раскрывает покупателя, указывая на конфиденциальность. Сумма сделки тоже не раскрывается. По оценке гендиректора Института конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР) Дмитрия Рылько, весь бизнес компании с учетом земельного банка может стоить 4-5 млрд руб. Таким образом, пакет ВТБ мог стоить 2,3 – 2,5 млрд руб. Директор «Совэкона» Андрей Сизов считает, что выручка недостаточно высокая для такой территории. Поэтому он оценивает компанию в 1-2 млрд руб.
- По данным собеседников «Ведомостей», конечным бенефициаром «Иррико» в результате сделки стал бывший сенатор Воронежской области и миллиардер Глеб Фетисов. По оценке Forbes, его состояние – около $1,2 млрд.
- Фетисову принадлежит консорциум «Губернский», указывают «Ведомости». В 2018 году было открыто дочернее предприятие этой компании – агрохолдинг «Яхрома», чтобы производить картофель и другие овощи. Земельный банк «Яхромы» – 1,8 тыс. га. Другой актив – овощеводческое предприятие «Зеленая долина» в Тамбовской области с 7,5 га земли.
Выводы
- ВТБ становится крупным игроком в российском агробизнесе. Банк аккумулирует активы через принадлежащий ему «Деметра-холдинг».
- Банк «постоянно изучает рынок и смотрит на привлекательные активы, вложения в которые позволят зафиксировать достаточно высокий уровень инвестиционной доходности», прокомментировал «Ведомостям» сделку представитель банка.
- Для ВТБ участие в «Иррико», которая специализируется на агроактивах была изначально «финансовая инвестиция, стратегия группы подразумевает выход из данного актива в определенной перспективе», писали «Ведомости».
Контекст
- Как сообщалось в новостях агрорынка, в этом году из-за засухи и дождей в ключевых регионах картофеля крупного калибра, подходящего для выпуска чипсов, не достаточно. Картофельный союз информировал в конце августа, что обычно доля картофеля большого размера (от 55 мм) – около 80% в урожае. Но в этом сезоне – около 50%. В итоге чипсы Lay’s уже доставляются не в полном объеме и с опозданиями.
Как сообщалось в новостях агрорынка, чипсы и снэки – важная составляющая рациона россиян. В PepsiCo отмечают рост потребления снэков в начала пандемии. Компания ожидает продолжение этой тенденции. В пандемию торговать снэками начали даже AliExpress и Lamoda.