На рынке тепличных овощей – крупная сделка
Группа «Рост» может стать российским лидером по производству овощей закрытого грунта
Принадлежащая бизнесмену Сергею Рукину группа «Рост» приобретает производителя огурцов, помидоров и баклажанов «Долина овощей». В результате сделки «Рост» может занять лидерские позиции по производству овощей в теплицах не только в России, но и в мире, подсчитали «Ведомости». Сделку подтвердили представители обеих сторон.
- «Долина овощей» продает овощи под одноименным брендом и клубнику под маркой «Выберри меня». Компания владеет 195 га теплиц, из которых 182 га – действующие. Еще 13 га владелец обещает построить до конца года.
- У «Роста» – четыре работающих и две строящихся теплицы общей площадью ≈193 га. Из них 48 га будут завершены в этом месяце и 46 га – еще за 10 месяцев. «Рост» производит овощи среднего ценового сегмента – «Рост» и «Луховицкие овощи», а также премиальные Dolce Vita, Flamenco и «Томаты медовые».
- По итогам сделки общая площадь закрытого грунта у «Роста» составит 388 га. А выпуск продукции может достичь 320 тыс. т/год овощей, салатов и ягод.
- Закрыв сделку по поглощению «Долины овощей», «Рост» будет управлять 10 тепличными комплексами в 11 регионах: Московской, Тюменской, Липецкой, Брянской, Ростовской, Нижегородской и Тамбовской областях, в Мордовии, в Краснодарском и Ставропольском краях. Также у «Роста» есть склад в Подмосковье на 20 тыс. кв м и газовое месторождение в Ростовской области.
- Сумма сделки не раскрывается. «Долина овощей» владеет 120 га теплиц пятого поколения, и ее стоимость может быть примерно равна инвестициям (≈45 млрд руб.) за вычетом долга и амортизации. Так считает директор Национального плодоовощного союза Михаил Глушков. Бизнес «Долины…» может стоить 25-30 млрд руб., думает партнер «НЭО-центра» Инна Гольфанд.
- Большая часть суммы будет оплачена продавцу долями в ГК «Рост», и собственники «Долины овощей» станут миноритариями. Рукин сохранит мажоритарную долю.
- «Долиной овощей» владеют семь основателей – Андрей Гриднев (25%), Александр Лашин (15%), его сын Дмитрий (12,5%), Игорь Соколов (15%) его сын Максим (7,5%), Владимир Цанава (12,5%) и Иосиф Берая (12,5%).
- В итоге сделки компания за счет объединения станет эффективнее, уверен Дмитрий Лашин. А собственники останутся в бизнесе, доволен он.
- «Рост» планирует присутствовать в ключевых регионах страны, чтобы успеть собирать овощи в период созревания, когда у них лучшие вкусовые качества, и быстро доставлять потребителю. Единая управляющая компания увеличит операционную эффективность и позицию брендов, отмечает Рукин.
- Синергия может повысить качество продукции и улучшить дисциплину поставок – например, за счет логистики, отмечает коммерческий директор «Перекрестка» Дмитрий Медведев.
- Свежие овощи будут быстрее поступать на полки магазинов за счет улучшения логистики, планирования прозводственных циклов, сокращения издержек и потерь, поддерживает его руководитель дирекции по категорийному менеджменту свежих товаров «Магнита» Егор Шумилин.
- У «Роста» сильные маркетинг и продажи, а ранее компания много инвестировала в разработку и продвижение премиальных брендов, подчеркивает Глушков. В результате сделки у нее в портфеле теперь будут еще и массовые недорогие бренды «Долины овощей».
- В результате санкций в 2014 году в поддержку российских тепличных компаний начали вкладывать большие бюджетные средства. По оценке Национального плодоовощного союза, 44+ млрд руб. были перечислены на одну только компенсацию затрат по строительству (САРЕХ) и на льготные кредиты. За эти годы появились 1286 га новых комплексов, а производство овощей закрытого грунта увеличилось на 80%, до 1,3 млн т/год. Теперь Россия потребляет 90% своих, а не импортных, огурцов, и ≈60% – томатов.
- В период пандемии спрос на овощи начал падать, но производство все еще росло. В итоге оптовые цены стали ниже. А себестоимость товаров стала выше из-за девальвации рубля и роста тарифов на газ и электроэнергию. Многие компании начали испытывать финансовые затруднения и искать инвесторов. В итоге менее эффективные компании ищут покупателей, а более эффективные с налаженным спросом у ритейлеров их поглощают, говорят эксперты рынка.
До этой сделки наибольшие площади теплиц были у «ЭКО-культуры» – 233 га. К концу следующего года площадь ее теплиц достигнет уже ≈510 га.