Россия в 2022 году нарастила экспорт агропромышленной продукции в Китай на 44% в стоимостном выражении, в физическом – на 36%, говорится в сообщении “Агроэкспорта”. После спада в 2021 году Китай вновь стал крупнейшим покупателем российского продовольствия.
Он остается лидирующим импортером российского рапсового масла, мяса птицы, говядины, соевых бобов, овса, семян льна, а также вышел на 1-е место среди покупателей российского меда и льняного масла.
Основные объемы пришли на пять категорий продукции:
- Экспорт рапсового масла увеличился в 2 раза в физическом выражении, а в денежном – в 2,4 раза. Таким образом, почти 70% всего российского экспорта рапсового масла пришлось на восточноазиатскую страну.
- Отгрузки соевых бобов остались на уровне 2021 года, при этом экспортная выручка увеличилась на 55%. Объем в сообщении не приводится, но по данным аналитического сервиса SeaNews ТСВТ, в 2021 году Россия экспортировала 1,27 млн т соевых бобов, крупнейшим покупателем российских соевых бобов был Китай.
- Продажи растительного шрота и жмыха выросли в 2022 году в физическом выражении в 16 раз, а в стоимостном – в 7,7 раза (в тоннах
- Мяса птицы поставлено 139 тыс. тонн, что на 11% больше объема 2021 года. В денежном выражении рост показателя составил 53%. Китай сохранил лидерство среди покупателей российского мяса птицы – 40% от всех поставок (в 2021 году – 42%).
- Вырос также экспорт рыбы и морепродуктов. Как отмечает “Агроэкспорт”, ракообразных экспортировано на 30% больше показателя 2021 года.
Контекст
КНР – крупнейший в мире импортер продовольственных товаров. В стоимостной структуре импорта продукции АПК преобладали соевые бобы (26%), свинина и пищевые субпродукты свиней (6,2%), говядина и пищевые субпродукты КРС (6%), кукуруза (3,9%) и ракообразные (3,3%) Основными поставщиками аграрных товаров в КНР в 2021 году являлись Бразилия, США и Таиланд.
Выводы
- Рост экспорта российского рапса связан с увеличением объемов производства рапса в 2022 году на 63%. “В текущих условиях рынок КНР становится для нашей страны приоритетным”, – отмечает генеральный директор ассоциации «Росрапс» Сергей Тучин. По его словам, потенциал огромен. “Но расширение возможностей экспорта напрямую зависит от роста производства рапса в Сибирском федеральном округе и активного включения рапса в севооборот на Дальнем Востоке, где традиционно существенную долю занимают соевые бобы”, – пояснил эксперт.
- Увеличение поставок шротов масличных культур также связано с ростом производства в России.
- Наращивание поставок мяса птицы Китай связано прежде всего с тем, что в 2022 году в стране отменялись избыточные ограничения и процедуры проверки продукции в рамках политики в отношении Covid-19, а также с ростом производства, тщательной подготовкой поставщиков и налаживанием логистики. «В этом году мы ожидаем продолжения роста поставок», – поясняет генеральный директор Национального союза птицеводов Сергей Лахтюхов.
- Поставки рыбы и морепродуктов восстанавливаются после спада в период “ковидных” ограничений и на фоне переориентации объемов, которые ранее шли в недружественные страны (например, крабы сейчас не поставляются в США).
- По оценке «Агроэкспорта», среди наиболее перспективных категорий для наращивания экспорта в Поднебесную – рыба и морепродукты, зерновые культуры, мясная продукция и растительные масла.