Емкость рынка овощей в России составляет 20,5 млн т, что предполагает рост на 35% к уровню 2022 года. Но на фоне “замершего” роста потребление овощей владельцы теплиц продолжат дифференцировать бизнес, говорится в материалах ГК “Интерагро”, которые есть в распоряжении Agrotrend.ru.
“С учетом текущей динамики потребления овощей и рекомендованных норм потребления потенциальная емкость рынка овощей в России составляет 20,5 млн т”, – подсчитали аналитики.
Несмотря на сложности, связанные с нарушением отлаженных цепочек поставок оборудования и ростом себестоимости производства, в 2022 году в секторе овощеводства защищенного грунта продолжился рост производственных мощностей. По оценке ИКАР, они увеличились как минимум на 2,8 млн кв. м. новых высокотехнологичных теплиц, до 41 млн кв м. Ключевую роль в этом процессе сыграли крупнейшие компании – ГК РОСТ и АПХ «ЭКО-культура». Активнее всего площади росли в Центральном, Приволжском и Северо-Кавказском округах. Ввод новых тепли был простимулирован субсидированием.
В 2023 году больше всего запусков новых тепличных проектов ожидается в Европейской части России. Одновременно с этим из производственной цепочки выбывают технологически устаревшие теплицы, некоторые из них перепрофилируются под выращивание рассады и сезонных цветов.
Подробности
В 2022 году сбор овощей защищенного грунта достиг рекордных 1,602 млн т (+5,6%). Производство тепличных огурцов увеличилось на 5,3%, до 885,7 тыс. т, томатов – на 6%, до 668,4 тыс. т. Также выращено 48,5 тыс. т. зелени, баклажанов и перца.
За последние 10 лет потребление увеличивалось медленными темпами – на уровне 0,2% в год на фоне медленного роста доходов населения. По оценке “Интерагро”, по итогам 2022 года потребление овощей на душу населения могло снизиться на 5%, до 99 кг в год. В предыдущем году среднедушевое потребление составляло 104 кг, что на 35% меньше, чем рекомендовано Минздравом.
Выводы
Контекст
Насыщение рынка за счет внутреннего производства приводят к потере его инвестпривлекательности. Многие производители принимают решения о дифференциации или перепрофилировании бизнеса. Например, ГК Горкунов, входящая в пятерку крупнейших производителей России, перепрофилировала два тепличных комплекса под выращивание цветов. Один из комплексов Крайнего Севера в экспериментальном режиме запустивший линию под выращивание клубники (без увеличения мощностей производства). Подобных примеров на рынке становится все больше.
Forbes обсудил с участниками рынка повышение утильсбора на агротехнику, половину мировой торговли сельхозпродукцией контролируют четыре…
Ситуация чревата рисками для фермеров и потребителей
Результаты исследования Boston Consulting Group (BCG)
Forbes узнал мнения участников отрасли
Состоится 13-14 февраля 2025 г. в Москве