«Число экспортеров зерна заметно сократилось»

О текущих трендах в экспорте зерна Agrotrend.ru рассказывает глава аналитического департамента Российского зернового союза Елена Тюрина

Источник фото: Фото: gt-ksk.com

С начала нового сельхозсезона-2020/21 на российском рынке экспорта зерна произошло много изменений. Agrotrend.ru расспросил о них Елену Тюрину из Российского зернового союза.

– Какой объем зерна Россия экспортировала с начала сезона?

– По уточненным данным РЗС, с 1 июля по 20 ноября 2020 года из России экспортировано 25,7 млн т пшеницы – на 15% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Объем экспорта ячменя составил 4,3 млн т.  Это на 2 млн т превышает аналогичный период прошлого года.

– Какие Вы видите причины роста экспорта российского зерна?

– Активный рост экспорта связан с сокращением экспортного потенциала стран ЕС на 13 млн т пшеницы и Украины – на 3,5 млн т. Ушедшие с рынка Черноморского региона 16,5 млн т пшеницы необходимо компенсировать. И, конечно же, главным поставщиком в данной ситуации является Россия, которая таким образом увеличивает свой экспортный потенциал на 7 млн т.  

– Получается, что Россия не полностью покрывает нехватку предложения пшеницы из ЕС и Украины?

– Очевидно, что увеличение предложения со стороны России не сможет полностью компенсировать сокращение продаж. Именно с этой ситуацией связан рост цен на пшеницу как на мировом рынке, так и на внутреннем, то есть российском.

– Как изменились цены?

-В период с начала сезона цены на французскую пшеницу выросли на 22,5%, американская пшеница подорожала на 26% в среднем. Российская пшеница на FOB Новороссийск выросла в цене на 27,6%. Мы видим, что цены растут пропорционально. Что касается внутренних цен экспортных контрактов, то здесь тоже аналогичная ситуация: цены на пшеницу 3 класса выросли на 24%, на пшеницу 4 класса – на 27,5%.  

– Какие новые рынки появились для российского зерна в этом сезоне? Есть ли те, которые страна, наоборот, потеряла?

– На фоне активного роста всех показателей на рынке пшеницы в истекшем периоде сезона- 2020/21 года отмечаются значительные структурные изменения. Они касаются как экспортеров, так и географии экспорта. Во-первых, сократилось число стран, куда в июле-ноябре этого года Россия экспортировала пшеницу. В прошлом году за тот же период мы поставляли ее в 81 страну, а в этом – в 71. В нынешнем году Россия начала поставлять пшеницу новым покупателям. Например, в Пакистан было продано больше 1 млн т. Заметно выросли поставки в Мавританию – до 170 тыс. т, в Иорданию – до 117 тыс. т, в Марокко – до 60 тыс. т. Но есть и страны, которые отказываются от закупок – как, например, Индонезия, которая в прошлом году в этот период приобрела 540 тыс. т. То же с Перу и Венесуэлой, годом ранее покупавшим нашу пшеницу. Китай с начала сезона тоже пока что не закупал пшеницу в России, хотя год назад приобрел 20 тыс. т. При этом новые страны-импортеры приобрели больше пшеницы [чем те, кто отказался от закупок]. Их можно отнести к более крупным покупателям. В принципе, это новые рынки для России, на которых страна увеличивает свою долю.

– Как изменился состав экспортеров зерна в этом сезоне?

– Мы отмечаем значительное сокращение числа российских компаний, поставляющих пшеницу на мировой рынок. Если сравнить компании, которые экспортировали пшеницу в июле-ноябре 2019 года с теми, кто продавал пшеницу за рубеж в этом году, то можно сказать, что их число сократилось на 116 – с 216 в прошлом году до 110 в этом. С рынка ушли 156 старых компаний, но появились 50 новых. Причем в последнем случае речь не идет о крупных трейдерах – объемы продаж у них не больше 30 тыс. т на компанию.

Из лидеров рынка с начала сезона значительно увеличила продажи пшеницы «Объединенная зерновая компания» (ОЗК) – почти в шесть раз, с 200 тыс. т до 1,14 млн т. Среди лидеров по-прежнему – «Рфи» и «Астон»; они экспортировали больше 5 млн т зерна. В тройку лидеров также вошла «Мирогрупп» [проект группы ВТБ – Agrotrend.ru]. Но у нее объем продаж стабильный – рост с начала сезона составил всего 4%, до 1,9 млн т.